В среду обе палаты Конгресса США собрались, чтобы окончательно утвердить итоги президентских выборов. Чуть раньше в Вашингтоне прошел митинг сторонников Трампа, на котором выступил и сам действующий президент. Когда заседание Конгресса уже началось, толпа радикальных сторонников действующего президента ворвалась в Капитолий. В ходе перестрелки в здании погибла женщина, позже полиция подтвердила гибель еще трех человек. По меньшей мере 52 человека задержаны.
Избранный президент США Джо Байден резко осудил насилие и призвал действующего президента отозвать своих сторонников. Через некоторое время Трамп опубликовал видео, в котором попросил людей разойтись, однако и в нем он повторил, что выборы были "украдены" (вопреки отсутствию каких-либо доказательств), а погромщиков назвал "особыми людьми" и посочувствовал им.
С осуждением штурма выступили несколько республиканцев, в том числе бывший президент США Джордж Буш и сенатор Митт Ромни. Бывшие президенты-демократы Обама и Клинтон прямо обвинили Трампа в подстрекательстве к насилию.
Через четыре часа после захвата Капитолий был очищен от протестующих, Конгресс продолжил процедуру сертификации итогов выборов.
Политолог, научный сотрудник института США и Канады Александра Филиппенко в интервью Настоящему Времени назвала ситуацию в Вашингтоне беспрецедентной. По ее словам, "никто не ожидал, что такое произойдет в Вашингтоне".
— Хотелось бы в целом и общем получить ваш комментарий о том, что происходит в Соединенных Штатах сейчас.
— Конечно, ситуация абсолютно беспрецедентная. И никто даже из американистов не мог ожидать такого развития событий. Но нужно сказать, что Дональд Трамп, конечно, известен своими яркими заявлениями, однако его сторонники обычно не выступали настолько агрессивно. Безусловно, все ожидали, что Дональд Трамп до последнего будет противиться результатам выборов и что 20 января он не захочет покинуть Белый дом. Многие об этом говорили, что он целится уже на 2024 год. Может быть, не лично он, но, по крайней мере, он может собирать людей, которые будут выдвигаться в рамках его платформы и привлекать правых республиканцев. Но никто не ожидал, что такое произойдет в Вашингтоне.
Тут не хочется слишком занудствовать, но на самом деле стоит обратиться к середине XX века, потому что в 1964 году был принят закон о гражданских правах, который отменил сегрегацию. Был убит сначала президент Кеннеди, потом был убит Мартин Лютер Кинг. И на юге США огромное количество людей перестало приходить на выборы, потому что было просто неприлично критиковать и Мартина Лютера Кинга, и Джона Кеннеди, которые были убиты. Но тем не менее эти люди остались в США. Они никуда не эмигрировали, они не исчезли, они продолжали жить и воспитывать своих детей. Но просто не приходили на выборы.
И вот эти 30% избирателей, этот ядерный электорат Трампа, которые услышали наконец-то то, что было запрещено говорить с 60-х годов, – вот они составляют то ядро, которое сейчас активно протестует против результатов выборов. Это люди, которые действительно верят в то, что в Вашингтоне существует некий заговор, это люди, которые действительно представляют Вашингтон как некое зло, поэтому тут очень сложно что-то прогнозировать. И эти кадры, которые мы все видим, и невозможно от этого оторваться, конечно, – это вызывает, безусловно, опасения. Хотя не хочется драматизировать, не хочется говорить о гражданской войне, но тем не менее ситуация, конечно, беспрецедентная. И очень хорошо выступил Джо Байден в этой ситуации, но сейчас опасения, можно сказать, со всех сторон.
— Сегодняшнее заседание обеих палат парламента – это все-таки техническое заседание, довольно рутинное, несмотря на то, что оно важное для законодательства и так далее. Но тем не менее, как вам кажется, почему полыхнуло именно сейчас?
— Сегодня действительно последний день, когда Дональд Трамп мог опротестовать результаты выборов. И он возложил эту ответственность на Майка Пенса – вице-президента, который все четыре года был рядом с Дональдом Трампом и был его самым большим сторонником, несмотря на некоторую разницу в их позициях. Тем не менее он всегда был рядом. Майк Пенс – это представитель классического истеблишмента Республиканской партии, а Дональд Трамп, мы знаем, пришел в Вашингтон как противник истеблишмента Вашингтона. И сейчас он отверг, можно сказать, Республиканскую партию, отверг этот классический истеблишмент даже Республиканской партии.
И те люди, которые сейчас выступают против результатов выборов в Вашингтоне, – это те люди, которые выступают против в том числе и Республиканской партии, и против Вашингтона в целом. Мне даже это сложно комментировать, потому что действительно никто не ожидал, что такое может произойти.
Тем не менее нужно сказать, что юридически, несмотря на то, что Дональд Трамп заявлял о том, что некоторые юристы конституционного права говорят о том, что он может опротестовать результаты этих выборов, юридически не было таких прецедентов. Никогда он не мог бы этого сделать, и ни один президент так не делал, нужно сказать. Но сейчас мы видим действительно уникальные кадры, и ситуация совершенно уникальная.
— Дональд Трамп проиграл, по-моему, 61 суд, когда пытался опротестовать собственные итоги выборов – там речь шла непосредственно о нарушениях.
— Да, совершенно верно. И, более того, о пересчете голосов. Например, то, что касается пересчета голосов в штате Джорджия, – трижды был пересчет голосов, и трижды побеждал Джо Байден. Многие шутили, но это как раз такие шутки, которые доводили ситуацию до какой-то точки кипения: "Джо Байден побеждает и побеждает в очередной раз". Но тем не менее эти ярые сторонники, этот ядерный электорат Дональда Трампа, они не верят в то, что действительно считают честно, и они продолжают протестовать, несмотря на то, что даже госсекретарь штата Джорджия, являющийся республиканцем, подтвердил, что действительно Джо Байден победил в штате Джорджия. Тем не менее сторонники Дональда Трампа не верят никому – даже Республиканской партии, даже истеблишменту Республиканской партии. Они верят только Дональду Трампу, который говорит, что он победил на выборах.
— Сейчас довольно часто можно увидеть комментарии в интернете, что происходит поляризация общества. Но все-таки в Соединенных Штатах плюс-минус всегда было 50 на 50: когда-то – демократы, когда-то – республиканцы. Это мы видим от выборов к выборам: президентских, сенаторских и так далее. В данном случае корректно ли вообще употреблять такой термин "поляризация общества"?
— Нужно сказать, что эта поляризация партий как раз наблюдалась еще со времен Рейгана. Но нужно сказать, что в 60-х годах левые республиканцы были гораздо левее, чем многие демократы, а правые демократы были гораздо правее, чем многие республиканцы. И вообще американское общество всегда строилось на компромиссе. На самом деле очень часто бывало такое, что президент – одной партии, а в Конгрессе большинство – другой партии. И тем не менее принимались различные законы, принималось огромное количество законов межпартийных. Вот это было ключевое слово – "межпартийное законодательство", это очень важно.
Но тем не менее сейчас партии действительно разделяются. Действительно республиканцы правеют, демократы левеют. И сейчас это разделение достаточно очевидно. Поэтому очень многие, в том числе американисты, говорят, я тоже склонна верить в это, что вполне возможно, что многие республиканцы уйдут к демократам и, возможно, Республиканская партия вообще развалится, потому что сейчас республиканцы, возможно, превратятся в партию Дональда Трампа.
Вот те самые люди, которых мы видим на экране, которые протестуют сейчас, – это абсолютные сторонники Дональда Трампа, которые не верят республиканскому истеблишменту, не верят республиканцам. И вполне возможно, сейчас будет создана новая партия – партия Дональда Трампа. В общем-то, он за четыре года превратил республиканцев в свою партию, а сейчас, может быть, вообще произойдет партийная перегруппировка. За сто лет, еще с нового курса Рузвельта, мы привыкли, что это демократы и республиканцы. Но сейчас, может быть, появится вообще другая партия, а республиканцы развалятся. Конечно, для партии это ужасная трагедия. Отсутствие в первую очередь лидерства, отсутствие другого лидера, кроме Дональда Трампа. Ну и сейчас ситуация действительно вызывает опасения.