Ссылки

Новость часа

"Трещины замажем, поновим, напишем сверху". Что может ждать “Троицу” Рублева после передачи РПЦ – объясняет библеист


Что ждет "Троицу" Андрея Рублева после передачи РПЦ? И зачем она понадобилась Кремлю так срочно?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:26 0:00

Что ждет "Троицу" Андрея Рублева после передачи РПЦ? И зачем она понадобилась Кремлю так срочно?

"Троицу" Андрея Рублева передадут Русской православной церкви уже четвертого июня. В этот день ее доставят в храм Христа Спасителя, где на протяжении двух недель икона будет доступна для поклонения верующих. Решение передать святыню принял лично российский президент, несмотря на возражения музейного сообщества и чиновников министерства культуры. Протоиерея, пытавшегося воспрепятствовать передаче "Троицы", и вовсе запретили в служении. Чем все это может закончиться для нуждающегося в экстренной реставрации средневекового шедевра, Настоящее Время спросило ученого-библеиста Андрея Десницкого.

– "Троица" Андрея Рублева стала символом русской иконописи в целом, это уникальная икона. Естественно, есть и в других православных странах свои изображения Троицы, но вот эта – уникальная, всем известная, кстати, церковно не очень почитаемая. Ее открыли реставраторы, музейщики в начале ХХ века, она стояла в Троице-Сергиевой лавре с окладом. А может быть, фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев", фильм о ее создателе, где в самом конце камера просто рассматривает икону "Троицы". Она, может быть, потому и стала такой известной, она стала каким-то символом России христианской, духовной. Это такой признак власти: мы берем себе то, что считаем нашим, и никто не может этому воспротивиться.

Патриархия до сих пор вполне удовлетворялась таким символическим обладанием, когда икона оказывалась хотя бы на некоторое время в пространстве богослужения. Икона есть у Патриархии, икона нужна только чтобы перед ней молиться, давайте мы ее вернем на то место, где все перед ней будут молиться. И Патриархии до сих пор было вполне достаточно того, что делалось на праздник Троицы. Мне кажется, решение Кремля было неожиданным и для самой Патриархии. Объявил. А почему? Крокодил не ловится, не растет кокос – надо применять какие-то мощные мистические средства.

Этот жест призван каким-то образом умилостивить Бога. Мы видим, особенно в последнее время, как иконы привозят на линию фронта, с ними облетают территории, находящаяся под угрозой. Это, кстати, косплей мифа, как при Сталине облетели с иконой Москву. Конечно, этого не было, есть такой миф, даже фильм был снят, "Мария" – про то, как нужно из немецкого тыла доставить какую-то очень ценную икону, и тогда Москва устоит. То есть икона в таком магическом сознании, совершенно не церковном, но магическое сознание очень распространено среди верующих людей, икона – это магический артефакт высочайшего уровня. Поскольку "Троица" – самая известная икона в России, то уровень ее мана или чего угодно выше, чем у любой другой.

"Троица" хранилась очень долго как раз в соборе, где нельзя сохранять температурно-влажностный режим: там горят свечи, кадят ладаном, эта копоть вся оседает. Целовать простых прихожан не допустят, но всегда же есть VIP-гости, вот будут прикасаться губами к поверхности иконы. Это все просто чудовищно. А погибнет ли она? Есть надежда, что не успеют, в конце концов, там тоже не вредители сидят, и когда они увидят, что икона начнет рассыпаться, может как-то среагируют. А потом, к сожалению, есть очень "хорошая" традиция поновления, как с "Троицей" всегда и поступали. Вот она поистрепалась немножечко, краска поотколупывалась, трещины пошли, значит трещины замажем, поновим, напишем сверху.

Хорошо еще, если это делают более-менее грамотно, а ведь ту же самую "Троицу" запоновляли до того, что ее фактически изменили. Там на столе стоит одна чаша – это очень важный символ, это символ евхаристии, но как они без закуски, вот там накрыли стол последующее поколение поновителей, чашу подвинули в сторону, она уже не в центре, то есть такой банкет устроили, не говоря обо всем остальном. Так что проблем нет, мы даже этого и не заметим, если ее возьмут и как-то очень аккуратно начнут подкрашивать где-то, не настолько грубо, конечно, но это будет очень печально.
Вообще есть решение очень простое: в православной традиции никакая икона не уникальна в том смысле, что пока ты перед ней не помолишься – ты не помолился. Можно сделать очень хорошие копии, они есть. Можно сделать их еще сколько угодно, разместить их в любом соборе и пожалуйста, использовать в богослужении.

XS
SM
MD
LG