В Варшаве 23 мая начались переговоры о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба". Прокачка была остановлена после того, как в середине апреля белорусский концерн "Белнефтехим" сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России. 26 апреля Украина, Польша, Германия и Чехия остановили прием российской нефти.
По оценкам экспертов, сумма ущерба может составить $5 млрд. Российские власти утверждают, что сырье загрязнили, чтобы скрыть хищения. По этому делу арестованы четыре человека.
Рустам Танкаев, эксперт Союз нефтегазопромышленников России, в эфире программы "Главное" рассказал, что он думает о причинах аварии и что сейчас происходит на нефтепроводе "Дружба".
— Что, по вашему мнению, случилось на нефтепроводе "Дружба"? Какого рода была авария, и верите ли вы в версию следствия?
— Масштабы аварии настолько велики, что чисто технологически такую аварию я исключаю. С моей точки зрения, это была диверсия. Кто ее провел, зачем и как, мы пока не знаем. Я думаю, что следствие, которое занимается этим вопросом, скорее всего, уже вышло на возможных исполнителей ну и, соответственно, выйдет когда-то на заказчиков. Но тема эта очень неприятная для России.
Что касается восстановления работы "Дружбы" в полном объеме, работа идет, график составлен. Нефть из нефтепровода, содержащая дихлорэтан, откачивается в резервуары. После этого ее вывозят и, по всей видимости, очистят – это не так сложно технически.
К сожалению, приходится ожидать конца всей этой истории для того, чтобы посчитать возможный объем потерь.
— Хочется вернуться к версиям: может быть, я обыватель, но я не вижу ни одной заинтересованной стороны.
— Это удар по нефтяной промышленности России и по позиции России на нефтяном рынке.
Достаточно много организаций антироссийских на Дальнем Востоке хорошо владеет нефтяными технологиями. Те люди, которые провели эту "аварию", так сказать, они очень хорошо знали, что они делают. Просто обыватель или какой-нибудь "бомбист" из ИГИЛ, конечно, этого сделать не мог. Для этого нужно знать технологическую часть хорошо.
Но видите, в чем дело: крупные компании не занимаются такими операциями и не используют дихлорэтан в своих операциях, а маленькие компании не могут обеспечить загрязнения такого масштаба.
Откуда взялся дихлорэтан в таких масштабах?
Это значит, что его нужно было специально привезти в один из резервуаров в товарном парке на входе в "Транснефть" и его туда закачать. Технически это очень несложно, это может сделать вообще один человек, там все автоматизировано.
— На вашей памяти подобные диверсии уже случались?
— Много диверсий в истории было, но ничего похожего на такую диверсию я, честно говоря, не видел и не помню, хотя я очень долго работаю в промышленности.
Это удивительная история. Мы когда-нибудь узнаем, в чем там дело и как все произошло, но я не могу для себя ее объяснить иначе.
24 апреля Беларусь официально заявила, что качество российского сорта Urals в ее трубопроводах упало ниже нормы из-за роста концентрации "хлорорганических соединений" и что в трубу на территории Беларуси попало более 700 тысяч тонн некачественной нефти, которая вывела из строя дорогостоящее оборудование Мозырского НПЗ.
Как рассказал 25 апреля заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов, Беларусь оценила свои потери в $100 млн.
В Минэнергетики России подтвердили проблему с качеством отправляемой на экспорт нефти и заявили, что "Транснефть" в срочном порядке пытается исправить ситуацию. Зампредседателя правительства России Дмитрий Козак рассказал, что 26 апреля "Транснефть" откачает некачественную нефть из труб на стороне Польши и Беларуси.
Представитель Козака Илья Джус ранее также заверял, что проблема с загрязнением нефти "носит сугубо технический характер".
26 апреля Украина, Польша, Германия и Чехия остановили прием российской нефти из-за ее низкого качества.
7 мая по делу о загрязнении российской нефти арестовали четырех человек, двое находятся в розыске.