Карл Булла – кавалер ордена Короны Румынии, личный фотограф Его Величества короля Италии, кавалер французского ордена Академических пальм, кавалер персидского ордена Льва и Солнца IV степени, придворный фотограф Его Величества короля Сербии, кавалер ордена Полярной звезды и один из первых "фотожурналистов".
Династия первого официального российского фотографа была уничтожена в СССР в 1930-е годы. Но в архивах Санкт-Петербурга хранится более 130 тысяч негативов работ Карла Буллы и его сыновей.
Это работы Карла Буллы, первого фотокорреспондента Российской империи.
Родители Карла Буллы переехали в Санкт-Петербург, когда мальчику было 10 лет. Карл пошел работать посыльным в фирму, которая специализировалась на продаже фотопринадлежностей. Там он изучил русский язык – в семье говорили по-немецки – и фотодело. В 1875 году фотограф-самоучка Карл Булла открыл собственное фотоателье.
Булла рекламировал себя так: "Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете". И ему действительно официально разрешили снимать везде.
В 1886 году Булла получил в Министерстве внутренних дел разрешение "на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга" при условии, что это не мешает работать публике и транспорту.
Получив разрешение МВД, Булла мог работать практически беспрепятственно.
Современники Буллы вспоминали, что он с удовольствием фотографировал и балы, и бедноту, хотя последние не приносили ему в то время ни славы, ни денег.
Необыкновенное качество фотографий Буллы объясняется тем, что он использовал сначала аппарат-гармонь на штативе, в котором фотографии делались на стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием, а потом перешел на сухие бромжелатиновые пластинки, которые производились в его собственном ателье. Появление новой технологии фотографии позволило ему отказаться от штатива и перейти на фотоаппарат, который можно было носить на груди, хоть он и был все еще с "гармонью". Это открыло невероятные новые возможности для репортажной съемки.
Впрочем, он не оставлял при этом и портретную фотографию.
Карл Булла (слева) со Львом Толстым во время фотосессии 1908 года.
В 1896 году Булла получил звание "фотограф Императорского двора" и специальный знак "фотограф Санкт-Петербурга".
Булле было разрешено фотографировать в присутствии императора. А в 1904 году он сделал снимок Николая II. Коммерческий успех последовал незамедлительно. И уже через четыре года Булла с сыновьями открыл свое ателье на Невском проспекте. Годовой доход фирмы "К.К.Булла" достиг огромной по тем временам суммы 250 тысяч рублей.
Почему на рубеже 1916-1917 годов Булла решил уехать из Санкт-Петербурга на остров в Эстонию, неизвестно. Есть данные, что он раньше любил отдыхать на острове Сааремаа, где собиралось несколько семей немцев из Санкт-Петербурга. Однозначно сказалось и то, что в 1904 году Булла женился в третий раз – и его третья жена была эстонкой. Некоторые историки утверждают, что он собирался вернуться, но большевистский переворот изменил его планы.
Первые годы советской власти прошли для сыновей Буллы спокойно. Семейное фотоателье национализировали, но работать не мешали. Виктор Булла даже стал директором национализированного предприятия и оставил много фотографий Ленина, Сталина, Зиновьева... Но одной из самых ярких фотографий Виктора Буллы советского периода до сих пор считается "Оборона пионеров".
Первым арестовали Александра, а затем, в 1938 году, и Виктора – как врагов народа и шпионов. Дочь фотографа Валентина Каминская так вспоминает день обыска: "Тайная полиция пришла к нам в квартиру и вывернула все. Из всех шкафов выкинули стеклянные негативы. Многие из них были дореволюционными. Когда все лежало на полу, они в тяжелых сапогах исполняли какую-то дьявольскую пляску, уничтожая бесценные фотографии". Архив семьи спасло то, что Виктор за три года до этого отдал более 130 тысяч негативов в государственное хранение.
Это были награды Виктора, полученные за фотографии во время Русско-японской войны, и награды Карла. Виктора расстреляли в октябре 1938 года. В 1958 году он был реабилитирован.
Карл провел последние годы жизни на острове Сааремаа, обучая местных жителей фотоискусству. Он умер в 1929 году. В местном музее до сих пор хранится его камера-гармошка. У его фотосалона в Санкт-Петербурге теперь установлен памятник.