После массовых протестов в поддержку Алексея Навального, которые прошли по всей России 23 января, следователи начали вызывать и опрашивать школьников, которые вышли на улицы поддержать оппозиционного политика.
По данным юристов "Апологии протеста" и правозащиты "Открытки", такие беседы силовики провели с подростками уже в шести городах. Правозащитники говорят, что судя по разговорам, речь идет об одном большом деле об угрозе заражения коронавирусом для организаторов протестных мероприятий.
По словам юристов, следователи задают подросткам следующие вопросы:
- платил ли кто-то им деньги за участие в митинге?
- кто и как призывал молодых людей на улицы своих городов 23 января?
- каким образом это было сделано?
Беседы со школьниками уже провели в Москве, Санкт-Петербурге (там протесты были особенно массовыми), Тобольске, Красноярске, Самаре и Ростове-на-Дону.
Дело возбуждено по статье 151.2 УК РФ – "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего". По части 2 пунктам "б" и "в" этой статьи (деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в публичном выступлении, с использованием СМИ или интернета) фигурантам дела грозит крупный штраф и лишение свободы на срок до трех лет. Также этого человека могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
"Из фабулы мы увидели, что пытаются подвести под угрозу заражения коронавирусом. Напомню, что статья предполагает угрозу именно жизни. Но следователи говорят о "режиме повышенной готовности", который действует в стране, и что тем самым "создалась угроза жизни" несовершеннолетних", – говорит юрист "Правозащиты Открытки" Анастасия Буракова.
Ни одного доказательства таких призывов до сих пор ни журналисты, ни представители властей не представили. Нет в деле также и подозреваемых.
"Из публичной информации мы знаем, что уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления, но какие-либо подозреваемые отсутствуют. Пока что информации о том, что кого-нибудь вызывали в качестве подозреваемых, у нас нет", – говорит Александр Передрук, адвокат "Апологии протеста".
Настоящее Время 31 января с 10.00 мск ведет прямую трансляцию протестов в российских городах, а также обсуждает ситуацию в прямом эфире с экспертами и политиками:
Днем 27 января в Москве прошли массовые обыски по уголовному делу о нарушении санитарно-эпидемиологических норм (статья 236 УК). Обыски прошли:
- в студии ютуб-канала "Навальный LIVЕ",
- в офисе Фонда борьбы с коррупцией,
- у пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш,
- в квартире отца координатора штаба Навального в Москве Олега Степанова,
- у члена Либертарианской партии России и Гражданского общества Игоря Ефремова,
- у помощника муниципального депутата Юлии Галяминой Николая Касьяна,
- у участницы Pussy Riot Марии Алехиной.
- сотрудника отдела расследований ФБК Георгия Албурова,
- у главы профсоюза "Альянс врачей" Анастасию Васильевой и у других людей, связанных с Навальным.
Не исключено, что допросы школьников и обыски у сторонников Навального связаны, но официально власти этого не подтверждали.
Правозащитники не исключают, что, возможно, цель нового уголовного дела – не столько найти виновных, сколько напугать других молодых людей и предостеречь от участия в протестах. С этой же целью Минпросвещения планирует проводить ежемесячные собрания родителей.
К сожалению, говорят правозащитники, далеко не все родители, чьих детей опрашивали следователи, перед походом на допрос обращались за консультацией к юристам или взяли с собой адвоката.
"Следователи все-таки юристы, они в этом довольно давно, у них есть навык, как вывести человека на нужные ответы, – предупреждает Буракова. – Я не советую ходить без адвоката ни в коем случае. Если есть семейный адвокат – возьмите его, если нет – можно обратиться к правозащитной организации".