Украинский проект "Хочу жить", который помогает сдаваться в плен россиянам, в цикле публикаций об иностранных наёмниках, которые воюют в составе российской армии в Украине, опубликовал список граждан Таджикистана, завербованных Москвой на фронт.
В списки попал 931 таджикистанец, и это данные только на начало 2025 года. По данным исследователей, из них подтверждена гибель 196 человек. Самый молодой на момент гибели едва достиг совершеннолетия – ему было 18 лет и 3 месяца. Самому возрастному участнику войны уже исполнилось 70 лет, и он еще жив и несет службу.
Авторы проекта отмечают, что таджикистанцев на войне в Украине оказалось значительно больше, чем казахстанцев и кыргызстанцев. По всей видимости это связано с тем, что мигрантов из Таджикистана в Россию также приезжало на работу больше, чем кыргызстанцев и казахстанцев, а именно среди трудовых мигрантов активно шла вербовка в армию. Причем как добровольно (за денежные выплаты или обещание российского гражданства), так и принудительно, под угрозой депортации и запрета на въезд в Россию. Другой социальной группой таджикистанцев, которых активно вербовали на фронт, стали осужденные, которые содержались в российских тюрьмах и колониях, в основном получившие срок по статьям о наркотиках.
"Хочу жить" выяснили, что самый короткий срок службы таджикистана в армии РФ от момента подписания контракта до смерти составил всего 7 дней. Это, по их утверждению, свидетельствует об отношении российских офицеров к иностранным наёмникам, в частности о том, что их не берегут и бросают на фронт неподготовленными. Средняя продолжительность жизни контрактника на фронте с момента подписания договора составила примерно 140 дней.
Эксперт по вопросам миграции Дилшод Абдурахмон в интервью Настоящему Времени рассказал, почему таджикистанцы соглашаются воевать за Россию в Украине и кто чаще всего подписывает контракт:
– По каким причинам граждане Таджикистана подписывают контракты с российской армией?
– Одна из главных причин – в низком уровне образования наших граждан, работающих в России. Вторая причина – преступное равнодушие правительства Таджикистана к тому, что граждане становятся наемниками в составе российской армии. Это может говорить о некоей солидарности властей Таджикистана с Россией и поддержке политики Москвы. Душанбе для сохранения существующего режима содействует Москве и поддерживает всё, что делает Россия с гражданами Таджикистана.
– Можете нарисовать портрет среднестатистического таджикского контрактника в российской армии?
– В основном это необразованный человек, который не понимает, что эта не его война. Если бы он понимал это, то пошел бы воевать на стороне Украины, а не России.
Эти люди не понимают, что если Россия победит Украину, то нет никакой гарантии, что в скором времени российские войска не начнут военные действия в Душанбе.
Во-вторых, часть этих контрактников оказались на фронте из-за отсутствия какой-либо защиты со стороны своего правительства. Таджикские мигранты брошены в России на произвол судьбы и с ними Россия делает все что захочет. Как я уже подчеркнул, преступны равнодушие и молчание Душанбе в этом вопросе.
– Наемники из Таджикистана в армии России, это осужденные и отбывающие срок в России или те, кто подписал контракт добровольно? Согласно опубликованным спискам стремительный рост числа наемников из Таджикистана произошло как раз после марта 2024 года, когда произошел теракт в "Крокусе" и начались массовые облавы на мигрантов.
– Количество граждан Таджикистана в российских тюрьмах крайне высоко, и это является большой проблемой. Их судьбами никто не интересуется, ни власти Таджикистана, ни международные организации. Этого не происходило никогда, даже до начала войны. А за последние годы их положение еще более ухудшилось. Они подвергаются давлению, пыткам и прочей дискриминации. Этих людей различными способами принуждают подписать контракт с армией и отправляют фактически на убой. И никому нет дела до этого.
Другой момент, который серьезно повлиял на текущую статистику участия таджикистанцев в войне – это события в "Крокусе" (теракт в концертном зале в Москве, исполнителями которого российские спецслужбы считают нескольких граждан Таджикистана - ред.). У меня, как и у большинства таджикистанцев, большие вопросы и немало сомнений на счет этого теракта. Но, тем не менее, это событие сыграло серьезную роль в жизни мигрантов в России и фактически развязало руки российским властям в отношении репрессий против мигрантов.
Как не странно от этого теракта большую выгоду получили именно российские власти. Раньше они мигрантов за людей не считали, а после этого теракта они получили неофициальный мандат на тотальный беспредел в отношении трудовых мигрантов. Как мы увидели, мигрантов, особенно граждан Таджикистана, толпами ловят, заставляют подписать контракт и отправляют на "мясные штурмы".
На фоне этого еще более возмутительным является бездействие властей Таджикистана, которые не пытаются создать какие-либо условия для возвращения мигрантов, которым грозит депортация. Таджикистанец оказавшийся перед дилеммой: билет на родину или война, выбирает войну, так как на родине ему светит безысходность, безработица и нищета.
Я уверен, что те 900 с лишним человек контрактников в армии РФ и почти 200 убитых — это лишь малая часть реальной статистики. Мне кажется таджикистанцев в российской армии намного больше.