В Таджикистане к 12 годам тюрьмы приговорили брата оппозиционера Шавката Мухаммада – Аслиддина Шарипова. Приговор вынесли еще в марте, однако известно об этом стало только сейчас. Власти Таджикистана официально ничего не комментируют.
Близкие Шарипова знают только, что процесс над ним проходил в городе Худжант. По данным одного из приятелей Аслиддина, мужчину уже этапировали из СИЗО Худжанда в одну из колоний в Душанбе.
Осенью 2023 года Шарипова по запросу таджикистанских властей задержали в России, где он проживал последние семь лет. Официально об этом не сообщалось. О том, что мужчину отправили в СИЗО, его родственники узнали лишь спустя два месяца. Власти Таджикистана до сих пор не сообщили о причинах задержания брата Шавката Мухаммада. Как передает Радио Озоди, в заключении российской прокуратуры указывается, что, по данным таджикистанских властей, Аслиддин Шарипов якобы публиковал в фейсбуке материалы в защиту "Группы 24" и Партии исламского возрождения (ПИВТ), признанных экстремистскими в стране. С 2021 года таджикистанец находился в межгосударственном розыске.
Правозащитники уверены, что арест и экстрадиция Шарипова напрямую связаны с деятельностью его брата, Шавката Мухаммада, – редактора оппозиционного медиа "Паем-ТВ".
Ему удалось выяснить, каким образом власти Таджикистана добились экстрадиции брата из России. По информации журналиста, российские власти продержали Шарипова в Нижнем Тагиле, а потом в Екатеринбурге больше года.
"За этот период следственные органы хотели получить от властей Таджикистана внятное обвинение против него. Генеральная прокуратура Таджикистана за этот период возбудила уголовное дело в отношении моего брата по стандартным политическим статьям: публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя; лайки, репосты и комментарии в интернете под различными публикациями. Но российскую сторону такие обвинения не удовлетворили", – рассказал Мухаммад в эфире Настоящего Времени.
Тогда таджикистанские власти обвинили Аслиддина Шарипова "просто в абсурдном преступлении", утверждает оппозиционный журналист. "Якобы мой брат во время президентских выборов в Беларуси поддержал оппонента Лукашенко – Светлану Тихановскую. Таджикистанские следователи обосновали необходимость его экстрадиции тем, что Таджикистан, Россия и Беларусь входят в ОДКБ и в Душанбе в знак солидарности с союзниками хотят привлечь своего гражданина к ответственности за поддержку белорусской оппозиционерки, которую Минск признал террористкой", – говорит Мухаммад.
По его словам, именно такое обвинение присутствует в решении об экстрадиции его брата. Он называет это "прецедентом в международном праве, когда гражданин одной страны привлекается к ответственности за поддержку президента другой страны".
По словам Шавката Мухаммада, власти спустя почти год после экстрадиции так и не дали Аслиддину встретиться с родственниками. Это может быть связано с "продолжительными пытками", считает оппозиционный журналист.
"Его нам до сих пор не показывают. Ни один родственник с ним еще не встречался. Мы подозреваем, что это связано с продолжительными пытками. Некий неизвестный человек, представившись его адвокатом, потребовал от супруги Аслиддина деньги. С его слов, он видел брата, но после нескольких контактов этот адвокат тоже исчез. Он был государственным адвокатом, – рассказал Мухаммад. – В этой истории абсурдно еще и то, что, когда родственники пытались выяснить место содержания Аслиддина и добивались встречи с ним, спецслужбы Таджикистана упрекнули их в том, что они пытаются защитить преступника, и пригрозили, что посадят их самих".
Оппозиционный журналист также говорит, что еще до объявления приговора его брату ему поступали предложения по поводу сокращения тюремного срока Шарипова.
"После этой экстрадиции на меня вышли люди из силовых структур. Правда, они представились посредниками, – отметил он. – С меня потребовали 30 тысяч долларов за смягчение приговора. Сказали, что сразу его освободить не получится, но могут скостить срок до 3–5 лет. Далее мне прямым текстом сказали, что если я не заплачу 30 тысяч долларов, то брата посадят на срок от 15 до 20 лет".
Шавкат Мухаммад также рассказал, что власти Таджикистана регулярно применяют методику наказания невиновных людей за оппозиционную деятельность их родственников.