Гражданин Таджикистана Мухриддин Сироджов был приговорен в России к тюремному сроку и отсидел несколько лет за решеткой. После освобождения его должны были депортировать на родину, но пока он ждал высылки в депортационном центре, его неоднократно пытались вербовать, чтобы он поехал на войну с Украиной, обещая деньги и гражданство. Мухриддин отказался заключать контракт и отговаривал это делать других мигрантов из Центральной Азии, которые сидели вместе с ним. За это его изолировали в одиночную камеру и грозили новым уголовным делом.
О том, как его вербовали на войну и что обещали, Мухриддин рассказал корреспондентам Настоящего Времени.
В миграционном центре в Курганской области в ожидании отправки на родину Сироджов пробыл больше двух недель. По его словам, вербовать его начали практически сразу, как он там оказался.
"Попросили, чтобы я поехал на войну. Я отказался. После этого привезли еще несколько узбеков, таджиков. Где-то 8 человек. Им также предложили ехать на войну, – рассказывает Сироджов. – Причем я хочу сказать, что у этих шестерых узбеков было все нормально с документами! Как они говорили, когда их поймали, им порвали их временные регистрации. Сказали: у вас были регистрации, а теперь – нет!"
По словам Мухриддина, ему лично удалось отговорить ехать на войну примерно 10 человек из тех, кто был вместе с ним в депортационном центре. Но разговоры, которые он вел с соотечественниками, не понравились сотрудникам центра, и Сироджова посадили в одиночную камеру, чтобы он ни с кем не мог общаться. Также ему угрожали, что на него заведут новое уголовное дело.
Мужчина рассказывает, что за 17 дней его пребывания в центре контракты с Минобороны России подписали около 20 мигрантов. Как говорит Мухриддин, тем, кто соглашался воевать, сразу же создавали особые условия пребывания:
"Тем, которые соглашаются, сразу отдельное помещение предоставляют. Там телевизор, холодильник, телефон, – рассказывает Сироджов. – Там кушать дают несколько раз в день, и все за счет государства. Медики осматривают! А те, которые не соглашаются, – их просто как животных держат, никаких условий человеческих нет!"
Сироджов считает, что выходцы из Центральной Азии, которые находятся в России, нередко соглашаются ехать на войну в Украину из-за незнания своих прав, а также из-за обещаний со стороны Минобороны России. Мухриддин говорит, что на стенах в миграционном центре развешены листовки с призывом к мигрантам подписывать контракт на службу в армии. Однако он был свидетелем того, как к мигрантам, которые сначала согласились подписать контракт, а затем передумали, применяли физическое насилие.
"Они такие там обещания делают! В основном какая проблема: таджики, узбеки, кыргызы – многие из них не знают русский язык и законы, – рассказывает Сироджов. – А туда приезжают люди из военкоматов, психологи. Они подготовлены, зомбируют людей, как будто гипнотизируют их. Так красиво рассказывают! Российское гражданство обещают, хотя не знаю, зачем им это российское гражданство! Обещают землю, льготы!"
Сироджов призывает своих соотечественников не верить обещаниям военных комиссаров и наотрез отказываться от участия в войне в Украине, даже несмотря на угрозы.
"Я хочу обратиться к нашим землякам: лучше ехать сюда, домой, чем потом возвращаться как "груз 200" (убитый), – подчеркивает он.