17 ноября в Кыргызстане пройдут выборы депутатов местного уровня, городских и сельских советов (кенешей). В борьбу за мандаты в городах вступили уже 39 партий: депутатами хотят стать почти тысяча человек. И, как оказалось, в этом году во власть пытаются прийти немало детей и других родственников уже состоявшихся политиков и представителей элиты.
"К примеру, это дочь бывшего депутата парламента Камчыбека Жолдошбаева – Наргиза Жолдошбаева, а также его брат Таалайбек Сариев, – перечисляет "родственников" журналист кыргызской службы Радио Свобода/Азаттык Айбек Бийбосунов. – Или вот есть трижды депутат Бишкекского городского кенеша Сайдахмат Исмаилов. Теперь в тот же совет хотят попасть сразу два его сына. Одному из них, Арафату, – 31 год, а второму, Салиху, – 25".
Всего кыргызстанцы должны выбрать депутатов в 230 сельских округах и 33 городах. Агиткампания в городах уже стартовала.
Примеров "семейного подряда" журналистов нашли несколько. По их словам, нередки случаи, когда отец или мать сидят в республиканском парламенте, а их дети пытаются получить мандат в городском. Наблюдатели отмечают, что большинство отпрысков уже состоявшихся политиков вошли в списки проходных партий, которые места получат почти гарантированно. В этих списках можно найти сына бывшего генпрокурора Кыргызстана, дочь экс-министра здравоохранения, сына бывшего мэра Бишкека. Их лица большой публике пока неизвестны, но фамилии всем очень хорошо знакомы. Немало в списке кандидатов и детей чиновников, в прошлом занимавших высокие посты.
Лидер одной из таких провластных партий – Марлен Маматалиев, сын бывшего депутата парламента Кыргызстана и сам теперь депутат Жогорку Кенеша. Наличие в списках партии детей его коллег по депутатскому корпусу он объясняет так: "Да, я открыто скажу, у нас пропрезидентская партия. Мы поддерживаем его политику".
По мнению политолога Руслана Акматбека, региональные выборы для таких политиков – нечто вроде политической школы для их детей, а также инвестиции в их блестящее политическое будущее.
"Нынешняя политическая элита не хочет терять влияние и старается продемонстрировать полезность режиму, – говорит Акматбек. – Во-вторых, она, конечно, заботится о своих детях, и она хочет использовать эти площадки для приобретения опыта для своих сыновей и дочерей. Эта практика обычно происходит, скажем, в неразвитых и недемократических странах".
Как считает Руслан Акматбек, в этих условиях об открытой политической борьбе в Кыргызстане говорить уже не приходится. Оппозиции как таковой в стране уже нет. К примеру, в прошлом созыве парламента Бишкека оппозицией себя называла партия социал-демократов во главе с Кадыром Атамбаевым, сыном бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Сегодня некоторые члены этой партии баллотируются в составе других, более лояльных к власти партий. А доверие электората к выборным процессам в целом в Кыргызстане очень низкое.