Незадолго до полномасштабного вторжения России в Украину – в декабре 2021 года – был создан Патриарший экзархат Африки. Главный управляющий орган Русской православной церкви на континенте. Он делится на две епархии – Северо-Африканскую и Южно-Африканскую. Всего речь идет о нескольких сотнях церквей с тысячами прихожан. Одной из ключевых задач РПЦ стало переманивание не только православной паствы, но и священников. Местная церковь для Москвы – не просто конкурент, а еще и политический противник.
"Это, безусловно, очень амбициозный церковно-политический некорректный, скандальный проект патриарха Кирилла. Он заявлен как экзархат, который будет расположен на территории 50 с лишним стран – то есть всего Африканского континента. И на сегодняшний день это порядка 20-25 стран, где приходы уже открыты… Но мы не видим никакой статистики ни по количеству приходов, ни по количеству священников. Мы знаем, что в нескольких семинариях, в частности в петербургской, учатся студенты из Африки примерно из 10 стран. Мы не знаем, как финансируется этот экзархат. Безусловно, он требует очень серьезных затрат, потому что священникам надо платить зарплату, нужно содержать административный аппарат, нужно оплачивать поездки. Сегодня говорить в деталях об этом экзархате сложно. Но можно говорить о тенденциях. И тенденция такова, что этот экзархат является одной из основных причин серьезного раскола внутри мирового православия. Раскола, который сознательно и вполне последовательно создавался и теперь углубляется патриархом Кириллом и той официальной церковью, которая полностью поддерживает и выполняет его решения", — рассказал в эфире Настоящего Времени религиовед Сергей Чапнин.
В 2019 году Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии новой украинской церкви. Позже ее признал и Александрийский патриархат. Патриарх Кирилл в ответ на это фактически разорвал со всеми отношения. "Александрийский патриарх, который традиционно отвечал за всю африканскую православную церковь признал, автокефалию Православной церкви Украины. Это означает, что для России он объявил себя врагом", – поясняет африканистка Ирина Филатова.
"Александрийский епископ – это епископ всея Африки Федор. Он там имеет наибольшее количество приходов, по происхождению грек. И естественно, большой друг патриарха Варфоломея Константинопольского. Проблема в финансах. Чтобы зайти в какую-то страну, обеспечить присутствие, нужно покупать это присутствие. К сожалению, Греческая церковь, так же как и Александрийская, не имеют столь обширные финансовых возможностей, как РПЦ", – говорит Иеромонах Петр (Степанов).
Русская православная церковь оплачивает ремонт приходов, проводит благотворительные акции – всеми способами пытается завоевать популярность у прихожан в Африке. Местные священники ездят на стажировку в Россию, даже проводят службы в Москве.
"В российской церкви привлекает то, что она проводит очень большую гуманитарную политику. Что она ведет просветительскую работу, что она организует культурные центры, благотворительные мероприятия. Это африканцам очень нравится", – рассказывает Ирина Филатова. По ее словам, чернокожие священники теперь нередко ездят в Москву для обучения.
Изначально главой Патриаршего экзархата Африки назначили митрополита Клинского Леонида — в миру Михаила Горбачева. Заняв пост, святой отец прямым текстом стал говорить о том, что РПЦ пришла спасать африканцев от раскольников, признавших Православную церковь Украины. Митрополит Леонид – активный сторонник Евгения Пригожина. Вскоре после мятежа наемников в июне 2023-го Леонида отстранили от африканского проекта РПЦ и вернули служить в родной Краснодар.
"Горбачев особенно ничем не был известен. Он обычный, стандартный митрополит РПЦ. По этой причине он и был поставлен в Африку. То есть обеспечить присутствие нужно – мы обеспечим. Но какие-то глобальные проекты там начинать смысла РПЦ не видит, потому что отдачи не будет. Они вложат деньги, обзаведутся связями, будут оказывать какие-то услуги местным властям в обмен на поддержку своей церкви, но получить оттуда, вытащить оттуда у церкви ничего не получится", – считает иеромонах Петр.
Вскоре после отставки митрополита Леонида священники стали жаловаться на сокращение финансирования. В начале этого года российская "Независимая газета" написала о том, что РПЦ, вероятно, решила отказаться от активного миссионерства в Африке. На сайте Африканского экзархата не публикуется новой информации о переходах клириков Александрийской церкви в лоно РПЦ.