Лефортовский суд Москвы отклонил жалобу адвокатов бывшего журналиста газет "Коммерсант" и "Ведомости" Ивана Сафронова на запрет следствия делать в свободном режиме выписки из уголовного дела о госизмене (статья 275 УК). Об этом пишет "Коммерсант".
Защита утверждает, что следователь ФСБ Александр Чабан запретил им в свободном режиме делать любые выписки из засекреченного уголовного дела журналиста. Запрет был наложен еще на стадии предварительного следствия и касался всех документов в деле, в том числе несекретных. По окончании расследования Чабан также запретил защитникам делать выписки в ходе изучения материалов.
Как рассказывал адвокат Дмитрий Талантов, защите разрешено вести записи только в секретной тетради, которая хранится в сейфе у следователя ФСБ и выдается лишь на несколько часов. По его мнению, в таких условиях нельзя говорить о полноценной защите, поскольку адвокатам предложено только на слух воспринимать более 20 томов уголовного дела и десятки часов аудиозаписей.
На заседании 1 февраля судья Елена Галиханова отклонила жалобу на следствие, также отказав в ходатайстве защиты о ее собственном самоотводе. Ранее эта же судья ограничила адвокатов и Сафронова в сроках ознакомления с делом. Защита должна изучить материалы до 11 февраля.
"Никаких основанных на законе мотивов в отказе жалобы суд не привел. Решение суда было предсказуемым. Впрочем, некоторые доводы суда шокировали даже меня. Суд традиционно заявил, что не наделен полномочиями по надзору за следствием. Судья просто сказала, что верит следователю на слово, когда он заявлял, что я конспектировал секретные материалы, а проверять это обстоятельство, для чего было необходимо просто истребовать конкретные тома дела, отказалась: верю на слово, и все!" – рассказал "Коммерсанту" адвокат Дмитрий Талантов.
Сафронова, который работал на тот момент советником главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, арестовали 7 июля 2020 года по обвинению в госизмене. По версии ФСБ, он якобы сотрудничал со спецслужбами Чехии и предоставил им в 2017 году данные о поставках оружия из России в страны Африки и информацию о деятельности Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Однако какая именно информация была передана, неизвестно. Рогозин, со своей стороны, заявлял, что доступа к секретной информации в "Роскосмосе" Сафронов не имел. Сам Сафронов вину не признает.
Защита Сафронова неоднократно отмечала, что из дела неясно, в чем именно обвиняют журналиста. В "Команде 29" в марте 2021 года указывали, что с момента избрания меры пресечения прошло несколько месяцев, но "следствие так и не представило суду ни доказательств имеющихся против Ивана подозрений, ни документов, подтверждающих, что Иван может куда-то скрыться".
Следователь по особо важным делам ФСБ Александр Чабан ранее запретил Сафронову получать и отправлять письма, также ему больше года не дают общаться с родными по телефону. В июне 2021 года этот же следователь склонял Сафронова к сотрудничеству со следствием в обмен на звонок маме, рассказывал адвокат Дмитрий Катчев.