Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге отклонил иск российских миллиардеров Михаила Фридмана, Петра Авена, Германа Хана, а также Елены и Геннадия Тимченко, требовавших отменить обязательство отчитываться о своих активах в ЕС и сотрудничать с компетентными органами.
Истцы считают, что Совет ЕС превысил полномочия, приняв постановление о таких обязательствах, поскольку решения по подобным вопросам должны принимать государства-члены Евросоюза.
Суд ЕС отклонил иск в полном объеме. В решении говорится, что право ЕС допускает принятие советом регламентов для реализации или введения в действие ограничительных мер с целью обеспечения их единообразного применения во всех государствах.
В суде пояснили, что с практической точки зрения цель обязательства декларировать активы и сотрудничать с властями состоит в том, чтобы предотвратить использование юридических и финансовых механизмов, способных если не затруднить обход мер, то по крайней мере облегчить компетентным органам выявление активов, подпадающих под действие санкций.
Фридман, Авен, Хан и Тимченко не первый раз оспаривают решения Совета ЕС о санкциях. В 2023 году суд ЕС отклонил иск Тимченко о снятии с него санкций. Весной 2024 года Фридман и Авен выиграли в суде ЕС, однако это касалось отдельных решений о введении санкций против них, поэтому они остаются в санкционном списке. В августе Фридман подал в Гонконгский арбитраж иск к Люксембургу на 16 млрд долларов. Его претензии связаны с заморозкой его активов, которыми он владеет через люксембургские холдинговые компании.
Вместе с тем европейские послы исключили из санкционного списка автогонщика Никиту Мазепина, сына миллиардера Дмитрия Мазепина, двоюродного брата миллиардера Олега Дерипаски Павла Езубова, дочь главы "Транснефти" Майю Токареву и мать погибшего Евгения Пригожина Виолетту Пригожину.