Настоящее Время

"Нужно помогать обществу, которое помогает тебе". Бежавшие от войны украинцы проводят субботники в Польше

Артём Лешко

12 апреля 2022 года

В прошедшие выходные более чем в десятке городов Польши по инициативе портала The Warsaw украинцы провели субботники в знак благодарности стране и ее жителям за солидарность и оказанную после начала войны поддержку. Корреспондент Настоящего Времени присоединился к субботнику в Варшаве и поговорил с его участниками.

На акцию Анна пришла с тремя девочками-подростками: своей дочерью Софьей, а также Настей и Катей – Настю с бабушкой и дедушкой в Польшу вывез отец, а Катя уехала из Украины одна. Они одни из первых, кто пришел на место встречи участников субботника в Белянском лесу – природном заповеднике, расположенном в северной части Варшавы.

Слева направо: Настя, Катя, Анна, Софья

— Мы уже уезжали из Луганска в 2014-м. Сейчас с Софьей выехали из Чернигова, а девчонки — из Ирпеня. Смогли выбраться вовремя: после нашего отъезда взорвали черниговский мост, Настя чуть ли не на последнюю электричку успела, а Катя через разрушенный мост выходила, – говорит Анна.

— Здесь мы с 10 марта – почти месяц. И снова начинаем жить заново. Поэтому хочется поблагодарить жителей Варшавы, всю Польшу за возможность почувствовать себя в безопасности: нам дали чистое небо и возможность выспаться, помогли с жильем, с работой тоже все налаживается, девчонки – они одиннадцатиклассницы – ищут для себя университеты. Хочется сказать людям спасибо.

Анонс субботника увидела в инстаграме Софья и рассказала о нем маме и подругам – они идею поддержали.

— Субботник займет не так много времени – поляки ведь его для нас находят, как и деньги, силы и вообще все что угодно. Субботником мы хоть немного поблагодарим, – считает Катя.

Участие в акции – также возможность справиться с собственными тревогой и беспокойством. У Кати в Киеве остались отец с матерью и брат с невестой – с ними у девушки связь есть, а у Насти с ее лучшей подругой, находящейся сейчас в оккупированном Изюме, – нет.

— Это очень трудно. Она больше месяца на связь не выходит. Я не знаю, жива ли она вообще. Постоянно девочкам ною, что хочу с ней связаться. Обзваниваю всех друзей и знакомых, шлю эсэмэски родственникам – пытаюсь найти любую информацию, – говорит она.

— Постоянно находиться только дома сложно, – соглашается Софья. – Мы постоянно читаем новости, обсуждаем политику, переживаем – хочется вырваться, отвлечься. Этот субботник – такая возможность.

К началу акции собирается несколько десятков человек. Большинство из них – женщины. Многие пришли на субботник с детьми. Участники акции шутят, что убирать много не придется, потому что "лес и так чистый – мы мусора больше принесли с собой, чем сможем убрать".

Перед началом субботника

Тем не менее на следующие два часа группа добровольцев с мешками и резиновыми перчатками удаляется в лес: кто-то без страха запачкаться направляется сразу вглубь парка, смело шагая по мокрой прошлогодней листве, другие идут по дорожкам.

Участница субботника обнаружила старый матрас в лесу

Среди них – Екатерина. Женщина толкает впереди себя коляску с дочерью Машей и старается не отбегать с пакетом от нее дальше нескольких метров – и тоже иногда с досадой замечает, что мусора вдоль дорожек немного.

Екатерина вместе с дочерью

В Польше Екатерина находится с начала марта. Она уже второй раз бежит от войны – в первый раз ей пришлось покинуть родной Краматорск в 2014 году, после начала боевых действий на Донбассе. В Украине у Екатерины остались муж, родители и "вся остальная жизнь". С близкими женщины, "к счастью, все хорошо".

— Это очень уместная инициатива, – говорит про субботник Екатерина. – Я смогла сюда [в Польшу] попасть, когда пришлось бежать. Знакомые и нет граждане Польши сильно помогли мне: поселили у себя, потом нашли жилье. Я сейчас устроила ребенка в сад и смогу работать. Это нужно делать, чтобы не сидеть на шее у государства. И нужно помогать обществу, которое помогает тебе.

Недалеко от Екатерины вверх по холму вместе с сыном Никитой в поисках мусора взбирается Ирина. Они тоже бежали от войны.

Ирина и ее сын Никита

— Это то немногое, что украинцы могут сделать в качестве благодарности за гостеприимство и помощь поляков, – говорит Ирина. – Первые две недели мы приходили в себя после эвакуации из Киева. Настроение сейчас, как и у всех нас, переменчивое. Здесь безопасно, но мой муж – в Киеве, поэтому спокойствия нет.

Никита во время субботника то и дело вытягивает пальчик по направлению к какой-то неизвестной ему части лесной жизни, а Ирина дает им имена: "Грибочки, упавшее дерево, камеры наблюдения за животными".

Мальчик с найденным во время субботника металлоломом

— Сейчас вокруг – лес, свежий воздух, мы прогуливаемся, а в будни ты думаешь про то, как искать себя в новом мире, думаешь, насколько долгосрочными будут любые планы, потому что неизвестно, когда и как кончится война, – продолжает Ирина. – С работой все тоже сводится к этой неопределенности. Но у меня варианта ничего не делать нет: у меня есть ребенок. Поэтому оформила документы, нашла садик, учу польский, оформила резюме, отправила его и жду ответа. Но потом, когда будет безопасно, я планирую вернуться. Но когда будет безопасно – не знает никто.

Привал ближе к концу субботника

В субботнике приняли участие не только украинцы, приехавшие после начала войны, но и те, кто переехал в Польшу задолго до вторжения.

— Я живу недалеко от этого парка, – говорит Юлия, которая живет в Польше седьмой год. – Я пришла сюда, потому что поляки сильно помогают моему народу. Я понимаю, что у людей сейчас могут быть разные ситуации: многие напуганы, заняты решением своих проблем, ищут жилье – они прийти не смогли. Но пришла я, чтобы сказать спасибо от их имени. Я ведь тоже украинка!

Юлия

По словам девушки, она не ожидала, что на субботник, учитывая ожидавшийся днем дождь, придет столько людей, но в чате акции было принято решение проводить субботник в любую погоду. В итоге погода даже порадовала: выглянуло солнце.

Одна из участниц субботника

Неподалеку к убирающим мусор украинцам подошел мужчина – поляк Петр. Он скрестил на груди руки, поклонился, поблагодарил участников субботника и продолжил прогулку.

Петр

— Я благодарен людям за то, что они делают для нас, – говорит Петр. – Мы ценим эту благодарность и чувствуем себя вместе с украинцами как братья и сестры. Это замечательное чувство. Именно поэтому я поблагодарил людей: они не обязаны убирать, у них – огромное количество проблем, большинство приехавших в Польшу – женщины с детьми, и они тревожатся за мужей, которые сейчас умирают в Украине.

Ольга и ее сын Артем. Артем устремляется в кусты с криком: "Мама, здесь – куча мусора!" Ольга говорит, что вначале ее сын воспринял идею участия в субботнике без воодушевления, но уже в парке процесс сбора мусора ему понравился

По мнению Петра, выражение в настоящий момент благодарности требует со стороны украинцев большой эмпатии и добросердечности, особенно чтобы выражать ее в организованной форме.

— Я вижу: в парке – много людей. И я слышал, что так не только в Варшаве, а по всей Польше. Замечательно показывать свои лучшие качества и дружбу, когда мы живем во время бесчеловечных поступков. В моем семейной доме недалеко от Варшавы живут две украинки с тремя детьми. Мы в семье счастливы, что у нас есть свободный дом, где они могут жить столько, сколько им будет нужно. А такие [как субботник] даже небольшие жесты благодарности выстраивают между людьми что-то по-настоящему хорошее, – считает Петр.

Участница субботника завязывает пакет с собранным мусором

К концу субботника его участники принесли на угол парка с полсотни полных разноцветных мусорных пакетов. Нашлось место и для металлолома, и для старого матраса.

— Есть ощущение, что мы сделали пусть маленькое, но хорошее и доброе дело, – говорит в конце акции Юлия. – Чувствуешь, что был полезен другим. Если в следующую субботу тоже будем собираться, я пойду снова!

"С моей профессией устроиться очень легко было". Где в Латвии принимают на работу украинских беженцев

"Мирные жители в пуховиках – мы бежим по проспекту, и по нам стреляют русские танки". Рассказ жительницы Мариуполя

"Я побежала на второй и третий этаж. Везде были раненые люди. Были частично и целые люди, которые оказались в удачном месте. Я не смогла найти своих близких, выбежала на улицу и начала опять кричать их имена. Но я понимала, что, скорее всего, это бесполезно, было очень много раненых и погибших"

"Моя работа – документировать". О чем рассказывают журналисты из Германии, Украины и России, которые работают на войне

О том, что сегодня происходит в Украине, известно во многом благодаря работе журналистов. По всему миру разошлись фотографии разбомбленного роддома в Мариуполе, снятые Мстиславом Черновым и Евгением Малолеткой для агентства Associated Press. Позже Чернов рассказал, как опасно было работать в...

"Приходят простые граждане и спрашивают: можем мы помочь?" Чехия приняла уже больше трехсот тысяч беженцев из Украины

По официальным данным, в Чехию приехали уже больше трехсот тысяч бежавших от войны украинцев. Для страны с населением в десять с половиной миллионов человек это огромная цифра, но, как заявила в интервью Настоящему Времени спикер нижней палаты парламента Чехии Маркета Пекарова-Адамова, Прага...

"Повезло, что в пяти минутах ходьбы метро, я мог быстро добежать с собакой". Учитель из Харькова – о жизни под обстрелами и эвакуации

Больше трех миллионов человек покинули Украину после начала российского вторжения. Среди них был и 69-летний педагог из Харькова Игорь Соломадин: несколько дней назад ему удалось выехать в Прагу, где живет его дочь. Соломадин рассказал русской службе Радио Свобода, как прятался от российских...