О выселении студентов из общежитий МГИМО (Московского государственного института международных отношений) в Москве стало известно 16 марта. После нескольких публикаций в СМИ руководство вуза заверило, что студентам-иностранцам из государств, которые закрыли границы, разрешат остаться. Остальным все еще рекомендовано выехать – до 2 апреля. Тем, у кого нет средств, пообещали перевести на карту денег на билет до места постоянного жительства.
Корреспондентка Настоящего Времени поговорила со студентами МГИМО, МГУ, РАНХиГС и других московских вузов о том, что происходит в общежитиях, что говорит руководство и что сами студенты собираются делать в условиях карантина и дистанционного обучения.
РГУ им. Губкина. "Волна паники" и смерть преподавателя
В понедельник, 16 марта, студент первого курса магистратуры Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Никита узнал из приказа, что ему "рекомендовано" вернуться в родной город. "Постепенно из-за этого по студгородку начала проходить волна паники. У нас сделали официальное заявление от имени начальника студгородка, что крайне рекомендуется покинуть общежитие. Потому что в случае фиксации кого-то из проживающих на подозрении о коронавирусе будет закрыт весь кампус на карантин", – говорит магистрант.
Никита приехал учиться в Москву из Уфы. Для него и однокурсников с Поволжья или Урала вернуться в родные города стоит сравнительно недорого – до 5 тысяч рублей. Но студентам с Дальнего Востока придется заплатить за билет около 20 тысяч рублей (22 тысячи рублей – билет в один конец во Владивосток, 18 тысяч рублей – в Магадан). Кроме того, в том же общежитии живут студенты-иностранцы, которые не могут улететь совсем из-за закрытых границ.
Никита выехал из общежития на следующий день после приказа: "Когда я оформлял документы о выезде, к комендантам выстраивалась достаточно большая очередь. Думаю, что 30% студентов уедут точно. Возможно, даже до 50%".
А через два дня, 19 марта, стало известно, что первая скончавшаяся в России пациентка с коронавирусом – профессор РГУ им. Губкина Валентина Зубарева. МК написал, что университет закрыли на карантин из-за смерти преподавательницы. Но в общежитии университета пока ничего не изменилось, рассказал Настоящему Времени иностранный студент из Сирии, который там живет: "Я узнал случайно. В группе нашего этажа сказали, что преподавательница умерла. Но все идет нормально. Я сейчас могу выйти и войти. Без проблем".
МГИМО. "Освободить общежития"
Приказ о расселении общежития МГИМО появился 16 марта. Первоначально выехать нужно было до 20 марта, но сейчас этот срок продлен.
"Сейчас студентам дали не неделю, чтобы выехать, а до пятницы, – говорит магистрант МГИМО, пожелавший сохранить анонимность. – Для людей, которые живут не особо далеко, нет проблем уехать домой. А у меня товарищ живет в Екатеринбурге. И ему пришлось покупать билет за приличную такую сумму, чтобы завтра улететь. Потом билетов нет. Выселение людей они оправдывают, что в общежитиях возможно распространение вируса. Откровенно, мне кажется, руководству ***** [все равно]. Они выпустили приказ освободить общежития. И общежития освобождают. Плюс комендантов обязали описать вещи всех студентов общежития. Не представляю, как они это делать будут. Думаю, что руководство не почешется, даже если будет какой-то дикий общественный резонанс, потому что мы формально подразделение МИД России".
Тем не менее общественный резонанс (о ситуации с выселением из общежитий МГИМО рассказали "Коммерсант", "Дождь" и "Такие дела") привел к тому, что ректорат разрешил не уезжать иностранным студентам. Магистрантка МГИМО рассказала Настоящему Времени, что остальным студентам по-прежнему необходимо выехать – теперь до 2 апреля. А остаться в общежитиях разрешили людям, которые испытывают материальные трудности с покупкой билетов.
МГУ. "Это просто совет старшего"
Вечером в четверг, 19 марта, в социальных сетях МГУ вышло обращение ректора Виктора Садовничего к студентам, где он советует им вернуться к семье: "…Мы не будем ограничивать возможность проживания в общежитии – пожалуйста, живите. Но есть просьба, она разумна. Если есть возможность, езжайте домой... Повторю – это не обязательное требование. Это просто совет старшего. Мы собираемся даже помочь оплатить билеты на проезд, у кого возникнут затруднения. Найдем соответствующие средства".
Студенты вуза говорят, что в общежитиях все спокойно – только немного ужесточили правила прохода. "Раньше можно было проходить в общежитие двумя способами: предъявляя пропуск в общежитие или студенческий билет. Теперь студенческий билет нельзя предъявлять. Только пропуски, – говорит студент четвертого курса МГУ Олег. – Но, кстати, никакой паники в общежитии нет. Все живут абсолютно своей жизнью. Никаких запретов. Ничего не происходит. И никто нас не информирует, что происходит. Но мы живем в разных общежитиях с людьми, которые приехали, например, из Китая. И, насколько я понимаю, там типа карантина, их не выпускают".
Ситуацию с карантином прокомментировал ректор МГУ: "Начиная с 16 февраля всех приезжающих из Китайской Народной Республики и других стран мы селили в специально оборудованный и изолированный корпус с питанием внутри. Это пятый корпус общежитий. И он был принят специальными надзорными органами как удовлетворительный для такого события. Сейчас в этом корпусе на карантине остался всего 21 человек. В ближайшие дни их карантин, я надеюсь, благополучно закончится".
"Тут нечего делать два месяца": РАНХиГС, "Вышка" и МГТУ им. Баумана
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) рекомендовали студентам, живущим в общежитии, уехать домой на время действия режима повышенной готовности. "Тут нечего делать два месяца. Поэтому очень многие студенты поехали к себе на родину. Половина общежития уже опустела, – рассказывает второкурсница из Дагестана Амина. – Но это просто рекомендации всем студентам, чтобы не было дальнейшего распространения вируса. Нас никто выселять не будет. Просто пока ситуация не успокоилась, они хотят, чтобы студенты были у себя дома".
Высшая школа экономики (ВШЭ) изменила правила работы общежитий: студентов, которых не было в здании больше 24 часов, будут опрашивать на возможные контакты с инфицированными коронавирусом. Также во всех корпусах "Вышки" студентам измеряют температуру. "В моем лично общежитии, как и вообще во всех вышкинских, никто никого выгонять не будет, но условия-то одинаковые: если возьмут какого-нибудь инфицированного, то нас всех на карантин посадят. А общежитие будет закрыто на вход и выход", – говорит студент третьего курса ВШЭ Глеб.
В МГТУ имени Н. Э. Баумана ограничения распространяются только на вход в общежития посторонних – остальные живут как обычно. "Нам свободно разрешают выходить. Мы своими делами занимаемся в эти каникулы. Но сейчас большинство уехало, поэтому я буду в комнате сидеть и программировать, – рассказал студент четвертого курса МГТУ Владислав. – Нам рекомендовали уехать, но лично мне никто ничего не говорил. Научный руководитель моей девушки сказал поехать домой всем своим студентам, живущим в общаге. Но не мне. Возможно, еще не дошло до пиковой точки".
Нужно ли выселять студентов. Комментарий биолога
Какая стратегия эффективнее для борьбы с распространением вируса – отправить студента домой или закрыть на карантин? На этот вопрос Настоящего Времени ответила молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко:
– У обеих стратегий есть недостатки. При выборе первой стратегии – распустить по домам – есть некоторая вероятность, что студенты заразят всех пассажиров, соседей по поезду, самолету, автобусу и так далее. То есть если зараженные есть в общежитиях, то мы их развезем по стране. Стратегия "оставить их всех в общежитии и запереть" имеет другие очевидные недостатки: что они будут есть, как они будут покупать себе еду? Осуществлять гигиенические нужды?
Хорошего варианта тут нет. Вопрос: чем мы готовы рискнуть? Если благополучием студента на две недели, то необходимо обеспечить и каким-то образом помочь пережить эти две недели [в общежитии]. Например, устроить банальный завоз продуктов. И тех, у кого нет возможности выехать из-за закрытых границ, конечно, надо оставлять внутри карантина.
Другой случай в этом плане хуже. Потому что люди, у которых может быть подозрение на коронавирус, поедут по стране. Но если мы выбираем стратегию отправить их домой, то, естественно, надо оплатить им билеты. У многих студентов просто денег нет. И у родителей может денег не быть. Естественно, им надо помочь. Конечно, это создаст массу неудобств. Но студенты в целом мобильные. Поэтому стресс не самая главная проблема. А то, что они – если вдруг болеют и не знают об этом – всех заразят в дороге.
В целом обе эти стратегии плохи, потому что все стратегии введения жесткого карантина несут крайне много неудобств тем, кто подпадает под него.