Корреспонденты Настоящего Времени из пяти стран Центральной Азии рассказывают, что происходит с бездомными животными, почему их не защищает закон и что предпринимают волонтеры.
Туркменистан. "Чистота" против собак
В столице Туркменистана Ашхабаде собак и кошек на улицах отлавливают сотрудники городских коммунальных служб. Люди в спецодежде с надписью "Арассачылык" (по-русски – "Чистота") забрасывают животных в фургоны.
В начале марте корреспондент туркменской службы Радио Свобода рассказал, что в местечке Чоганлы недалеко от Ашхабада убиты прятавшиеся на кладбище собаки: "На кладбище было с десяток собак взрослых и столько же кошек. И щенки. Точно не знаю [сколько животных убито], но крови было много".
В январе 2019 года жители центральных районов Ашхабада сообщили о проверках документов во время прогулок с животными: при отсутствии ветеринарного паспорта сотрудники коммунальных служб, сопровождаемые полицией, якобы отбирали животных и увозили в неизвестном направлении. Сотрудники коммунальных служб столицы Туркменистана на условиях анонимности говорят, что их обязывают ежедневно сдавать хотя бы по одному отловленному животному.
Пойманных на улице животных доставляют в приемник, расположенный в ангаре на территории мусороперерабатывающего завода на окраине Ашхабада. На кадрах, сделанных в приемнике летом прошлого года, видно, в каких условиях находятся животные: больных и здоровых собак содержат в тесноте, никто не убирает экскременты, животные истощены.
16 февраля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил об организации в стране ветеринарной клиники и приюта для бездомных животных. Первоначально сообщалось, что нововведения профинансирует государство, но через неделю власти страны объявили о сборе пожертвований: с населения планируется получить $62 тысячи.
Таджикистан. "Ловим сетью и держим до трех суток"
В июне 2017 года жители Душанбе обратились в мэрию с письмом, в котором попросили прекратить уничтожение бродячих собак и кошек, которых прямо на улицах отстреливали сотрудники дорожно-эксплуатационного управления (ДЭУ) столицы.
Мэрия распорядилась запретить отстрел, и распоряжение выполняется, говорят в ДЭУ. Животных стали отлавливать и свозить в самодельные передержки на территории управлений. Небольшие ржавые клетки, вокруг строительный мусор и грязь – так выглядят эти временные "приюты". Если через трое суток за животным не обращается хозяин, собаку или кошку усыпляют.
Сотрудник ДЭУ Исмоили Сомони (так называется один из районов Душанбе) Зафар Джалилов рассказывает, что в их районном управлении есть группа для отлова животных, которая состоит из четырех человек: "С трех до шести утра ловим животных специальными сетями, привозим сюда и держим до трех суток. Животных кормят. Затем животные передаются в специальное место. В день привозим в среднем по две-три собаки".
Обращавшиеся к властям таджикистанской столицы активисты теперь создали общественную организацию по защите бездомных животных "Барои Хает". Мэрия пообещала им выделить участок в Душанбе, где добровольцы построят первый в стране приют. Все бумаги уже подготовлены, а пока бродячих собак и кошек содержат во временном приюте на пожертвования неравнодушных душанбинцев.
"Это территория в частном доме, мы содержим [приют] на свои средства и средства граждан, кто желает нам сам помочь, – рассказывает директор общественной организации по защите животных "Барои Хает" Мухаббат Шафиева. – Нам сейчас территория не позволяет содержать более двадцати собак, поэтому у нас столько собак и несколько кошек. Но когда у нас будет приют, мы сможем большее количество принять".
Стройка может затянуться: приют создается на пожертвования, а любителей животных среди жителей Душанбе не так уж много, признается Шафиева: "Отношение к животным у большей части населения, скажем так, либо никакое, либо вообще ужасное. Своими силами мы стараемся нести в массы, что они часть нас, неотъемлемая часть природы. Мы должны созидать и сохранять все, что создано не нами, помогать им выжить в нашей среде".
Казахстан. Зона эвтаназии
В Казахстане собак и кошек убирают с городских улиц гуманным способом, заявляют чиновники. Правила отлова бродячих или заблудившихся животных прописаны в законе "О ветеринарии".
Но соблюдение этих правил под большим вопросом, утверждает глава фонда "Каре-забота" Юлия Коваленко:
"Недавно произошел случай, мы зафиксировали нарушение наших договоренностей. Собаку тащили через весь двор на этой проволоке. У нее из пасти лилась кровь, она была в жутком стрессе, в глазах был жуткий ужас. Собака была в жутком состоянии, потому что ее волоком тащили. В связи с тем, что это было зафиксировано на камеру и был поднят общественный резонанс, сотрудников данного предприятия уволили. Но нам стоит только догадываться, сколько таких случаев не попали в объективы камер".
Коваленко говорит, что ситуация в разных городах разная: в Астане и Алматы правила скорее соблюдают, а в регионах животное могут убить на месте. Раньше отловом занимались частные компании, сейчас – городские ветеринарные службы.
Ее представители говорят, что жестокие методы в прошлом: сейчас на выделенные государством средства приобретены инструменты, которые меньше травмируют животное.
"По городу Алматы работают восемь бригад в восьми районах. Экипаж состоит из трех человек. Все сотрудники экипированы: у них бейджи, видеотрекеры, на машинах установлены GPS, так как весь маршрут должен отслеживаться, – перечисляет нововведения замдиректора ветеринарного центра Жылкелды Тлесбаев. – Для того чтобы меньше травмировало, все эти петли изолированы гелевой изоляцией. А также приобретены фиксирующие петли, все для гуманного отлова".
По словам зоозащитницы Юлии Коваленко, есть среди инструментов службы и еще один – пневмовинтовка с седативными средствами для обездвиживания собак.
"Нужно рассчитать дозу препарата, доза зависит от размера животного, от его физического состояния: ослаблена ли собака, беременна она или нет. От этого зависит, какой эффект даст препарат. То есть препарат, если доза будет неправильно рассчитана, может с легкостью убить животное", – опасается Коваленко.
Ежегодно в Казахстане, по данным защитников животных, отлавливают около 350 тысяч бродячих кошек и собак. Государство выделяет на эти цели около миллиарда тенге (около $2,5 миллионов). Во временном приюте заверили: несмотря на то, что по правилам потерявшееся животное должно находится у них до трех дней, на практике хозяина будут ждать дольше. Сюда же можно прийти и выбрать себе собаку или кошку совершенно бесплатно.
Кыргызстан. По собакам из винтовок
Середина дня, один из спальных районов Бишкека. Мужчина с ружьем в руках, на снегу кровавые следы и мертвые собаки. Так в Кыргызстане решают проблему бездомных животных.
Отстрел бродячих собак в стране долгое время был разрешен, власти даже давали статистику по убитым животным: в год в Бишкеке отстреливали около 12 тысяч собак. Но на опубликованном в соцсетях видео животных убивают не по правилам: истребление должно проводиться ночью или ранним утром, на месте обязан присутствовать участковый, а трупы собак нужно не бросать там, где они погибли, а вывозить на свалку.
Государство объясняет жестокость необходимостью, а некоторые не связанные со службами отстрела люди убивают или ранят животных "ради забавы", понимая, что не понесут за это наказания, говорит зоозащитница из Бишкека Регина Сарибжанова: "Было очень много случаев, когда просто сняли наживую шкуру щенков, – и никто ничего не делает. [Раненых собак] волонтеры подбирают и лечат. Я думаю, нужно, чтобы было больше законов, контроля".
На узаконенное убийство бездомных собак власти столицы Кыргызстана тратят около $50 тысяч в год. Волонтеры говорят: метод не только жестокий, но и неэффективный. Необходимо стерилизовать уличных животных, а владельцев домашних – обязать иметь на них документы.
Два месяца назад в Бишкеке запретили использовать огнестрельное оружие, и догхантеры с винтовками оказались вне закона. Депутат городского парламента Сайдахмат Исмаилов рассказывает, что мэрия в месячный срок должна подготовить план решения проблемы бродячих животных: как организовать стерилизацию, открыть приюты или питомники.
"Как в XIX веке по городу ходим отстреливаем собак, я считаю, что это неправильно. Коллеги мои поддержали", – говорит Исмаилов.
Узбекистан. Первый приют
В Узбекистане действует закон "О мерах по совершенствованию деятельности служб, связанных с отловом и содержанием безнадзорных животных". В нем говорится о борьбе с бездомными собаками и кошками, а не о защите животных, возмущались зоозащитники. Но заботило это лишь немногих активистов.
Обратить внимание общества на проблему жестокости по отношению к бездомным собакам и кошкам удалось после выхода в эфир на канале "Узбекистон" телепрограммы об отлове и уничтожении животных. В ней некий сотрудник службы отлова рассказывал, что только за прошедший год его контора уничтожила около 14 тысяч животных, и просил сограждан не подкармливать бродячих собак.
После этой передачи зоозащитники составили петицию и добились первых успехов. 6 марта 2019 года законопроект об усилении ответственности за жестокое обращение с животными был принят в первом чтении в Законодательной палате Республики Узбекистан. Он ужесточает ответственность за убийство или истязание животного: теперь за это будет предусмотрен штраф в размере не половины минимальной зарплаты, как раньше, а в размере 15-ти окладов.
Движение в защиту животных в Узбекистане только начинает развиваться, но в разных городах появляются фейсбук-группы, "горячие номера" для спасения бездомных животных и маленькие домашние приюты.
Первый официальный приют для собак и кошек "Хаёт – хашар" открылся в Ташкенте в 2018 году. Его хозяйка Ирода Маткаримова говорит, что за полгода он вырос в три раза. Сейчас здесь более шестисот собак. Недавно зоозащитники сумели подписать официальный договор с властями, и теперь бездомных собак, пойманных в Ташкенте, будут отправлять сюда, а не в металлический ангар, не приспособленный для содержания животных.
КОММЕНТАРИИ