В Иркутске по делу о пытках заключенных задержали начальника оперативного отдела СИЗО-1 и главу ИК-6. ФСИН сообщила о девяти уголовных делах против сотрудников колоний и заключенных, которые по указанию первых пытали других осужденных, выбивая из них показания по делу о прошлогоднем бунте в ИК-15 в Ангарске.
В декабре и феврале правозащитный проект Gulagu.net сообщал о двух случаях пыток в Иркутской области. В СИЗО-1 издевались над заключенным Кежиком Ондаром. В интервью Сибирь.Реалии его сестра Азияна Ондар со ссылкой на слова другого заключенного заявила, что сотрудники тюрьмы, где находился в то время Кежик, связали ему руки, били, истязали, резали половые органы, потом затолкали под кровать. Она утверждает, что в первые сутки ему сломали ногу, на вторые – "засунули в задний проход кипятильник и включили его".
Павел Глущенко, волонтер "Сибирь без пыток", рассказал Настоящему Времени, что известно сейчас о ситуации в иркутских колониях и СИЗО:
— Вы перед этим эфиром передали в нашу редакцию письмо жены одного из осужденных. Скажите, пожалуйста, что за письмо? Я так понимаю, пытки не закончились?
— Да, вы абсолютно правы. Буквально перед эфиром мне пришло новое сообщение о новых эпизодах издевательств со стороны сотрудников учреждения. Им говорят: "Проверяющие уедут, а вам придет …" – не буду говорить, что придет, но смысл сводится к тому, что расправа над осужденными продолжится. (Уже после эфира Глущенко сообщил, что информация о пытках из этого письма не подтвердилась - Настоящее Время) Несмотря на то, что родственники с весны прошлого года выходили в одиночные пикеты, требовали остановить расправу над осужденными, потому что всем приходили какие-то сообщения о том, что применяется и насилие и физическая сила. Удалось начать возбуждение этих дел только после скандала с кипятильником.
Сейчас мы видим такое подобие адекватной реакции, когда центральный аппарат ФСИН осознал масштаб этих издевательств над осужденными и совместными усилиями правоохранительных органов – Следственного комитета и центрального аппарата ФСИН России – возбуждаются уголовные дела и привлекаются к ответственности. Сейчас уже известно, что и начальника учреждения ИК-15 арестовали – он помещен под домашний арест – и других сотрудников продолжают арестовывать, в том числе и по этим девяти возбужденным уголовным делам.
Сейчас уже официально известно, что там более 75 пострадавших, и этот список пополняется. Сотрудники центрального аппарата продолжают опросы этих всех пострадавших заключенных, которые встали против насилия в колонии. При этом, по официальной версии, все это отрицалось.
Мы даже видели по всей стране сюжет "Честного детектива" Эдуарда Петрова, когда показывали в эфире избитых заключенных, которые, находясь в пыточном СИЗО-1, отрицали то, что к ним применялась физическая сила, хотя прямо на них в момент съемки были телесные повреждения. Это просто дикость какая-то. Мы будем настаивать на привлечении всех причастных сотрудников к уголовной ответственности, также мы работаем с пострадавшими. Обращения, повторюсь, продолжают поступать и на данный момент тоже.
— Павел, как вы думаете, чем закончится это расследование и будут ли наказаны все виновные, например, те, кто сейчас задержан?
— По масштабу, я бы сказал, это на первом месте в стране. Этот страшный пыточный конвейер, о котором мы говорим уже не один год. В 2016 году в СИЗО-6 Ангарска нами встречались неправомерные действия сотрудников, когда у заключенных были отбиты подошвы ног. Это фактически как мы видим видео по "ярославскому делу", когда куча сотрудников избивает одного заключенного. Я сам лично устанавливал четверых таких пострадавших одномоментно, при этом ни одно дело не было возбуждено – Следственный комитет отказывал.
Насколько нам сейчас стало известно, у следователя, который занимался расследованием по бунту, изъяли материалы дела и, по всей видимости, будет заниматься кто-то из центрального аппарата – кто-то из независимых следователей. По всей видимости, уже создана, раз материалы изъяты, следственная группа, которая будет более независимо оценивать произошедшие события в колонии № 15.
— По поводу бунта. Бунт, по заявлению правозащитников, возник из-за избиений в колонии. Вы можете объяснить, какая цель этих постоянных избиений? Так пытаются запугать заключенных? Или это форма развлечения для сотрудников колонии?
— Это больше подавление воли, если человек начинает требовать соблюдения своих прав. Мы неоднократно посещали колонию № 15, у нас было много замечаний по содержанию заключенных в ШИЗО, ПКТ, в СУСе. В камерах ШИЗО и ПКТ мы делали замечания о том, что там, представьте, вместо освещения висит прожектор, и этот свет круглосуточно долбит в глаза. Стены там покрашены в темно-зеленый цвет. Ты нормально не можешь написать там письмо. Представляете, смотреть на фары машины и пытаться написать письмо домой, это же фактически невозможно.
Прокуратура по нашим заключениям ОНК проводила проверку и не видела там никаких нарушений прав. Мы же просили поставить нормальные лампы дневного освещения – все-таки там же люди находятся – но мы не были услышаны.