В Украине с пятницы, 8 января, действует жесткий карантин из-за опасности распространения COVID-19. Согласно решению правительства, он продлится до 24 января. Кафе, бары, рестораны закрыты для посетителей и работают только навынос. Рынки, фитнес-центры и развлекательные заведения также приостановили работу. В стране с начала пандемии зарегистрировано более 1 млн инфицированных и около 20 тысяч летальных случаев.
Почему Украина вводит карантин именно сейчас, а не во время новогодних праздников, Настоящему Времени рассказал министр здравоохранения страны Максим Степанов:
— У нас была абсолютно понятная стратегия: в результате противоэпидемических мероприятий, в том числе карантина выходного дня (в выходные работали только продуктовые магазины, заправки, станции техобслуживания аптеки, почты и банки – НВ), нам удалось сбить эту волну, даже уменьшилось количество заболевших, стабилизировалась ситуация.
В середине декабря мы запланировали усиление карантина после новогодних праздников. Мы прекрасно понимали, что количество заболевших вырастет после праздников. В то же самое время мы хотели, чтобы это было больше воспринято обществом, потому что все-таки Новый год очень важен для украинцев. Ситуация нам позволяла, поэтому мы запланировали его [карантин] с 8 по 25 января, плюс у нас начинается сезонный рост количества заболевших гриппом, которое достигает пика в середине февраля. И для нас важно как уменьшение количества больных с COVID-19, так и уменьшение количества больных с гриппом. Поэтому мы двигаемся полностью в [рамках] нашей стратегии.
— В Украине, по официальным данным, действительно снижается число заболевших. Это может быть связано с уменьшением количества тестов?
— У нас количество людей, которые обращаются в том числе за тестированием, достаточно серьезно уменьшилось. Наши лабораторные центры в некоторых областях работают только на 25-30% своей мощности. При этом в некоторых регионах мы фиксируем случаи, когда люди не обращаются к врачу, находятся дома, обращаются только на пятый-седьмой день, если их состояние становится более тяжелым. Мы, конечно, просим при малейших симптомах любого респираторного заболевания сразу обращаться, чтобы человека тестировали: у нас есть все возможности делать большое количество тестов, в том числе и так называемые экспресс-тесты на антиген, которые за 15 минут показывают результат.
— А если в некоторых регионах откажутся соблюдать ограничения? Как вы будете на это реагировать?
— У Министерства здравоохранения по этой части нет полномочий. Это другие органы, в том числе и национальная полиция и те же органы местного самоуправления, должны реагировать. Но я считаю, что реакция должна быть достаточно разумная, адекватная и безапелляционная, потому что эти меры вводятся на территории всей страны и влияют на здоровье и жизни людей. Поэтому здесь не может быть каких-то двояких позиций.
— Насколько сейчас заполнены больницы, хватает ли мест, оборудования, аппаратов искусственной вентиляции легких и необходимых лекарств? Мы неоднократно показывали в нашем эфире сюжеты из разных регионов Украины, где не очень-то радужная перспектива.
— Я не знаю, какие сюжеты и о чем они говорили. Я вам скажу факты на сегодняшний день. У нас 66 тысяч коек, которые готовы к приему больных с COVID-19, заполнено сегодня чуть больше 23 тысяч. Коек с подведенным кислородом более 41 тысячи. Вы сами можете посчитать, что заполнено на треть. Но в то же самое время у нас увеличивается количество больных с более тяжелым течением заболевания, в том числе в реанимациях. Поэтому мы просим, чтобы люди как можно раньше обращались к врачу за медицинской помощью.
— В странах Евросоюза и в других европейских странах уже началась вакцинация. Почему в Украине до сих пор нет вакцины и когда она появится, по вашим прогнозам?
— Мы ожидаем в феврале первые поставки вакцины для проведения массовой вакцинации. Мы полностью к этому готовы. Весь вопрос в поставке вакцин.
— Какой план вакцинации населения в Украине? Будет ли использоваться вакцина из России, Китая или Индии?
— Мы не рассматриваем на сегодняшний день в нашем плане вакцинации использование российской вакцины. Мы заключили договор по поставке вакцины, произведенной китайской фармкомпанией Sinovac Biotech – это один из самых больших производителей вакцин в мире. Также мы ведем переговоры с другими компаниями, они уже практически завершились – идет технический процесс согласования самого договора. Камнем преткновения у нас были именно сроки поставки вакцин.
У нас утвержден национальный план вакцинации – пять этапов. На первом этапе, где у нас 355 тысяч, – это медицинские работники, прежде всего работающие в больницах, оказывающих помощь больным с COVID-19. Это люди, находящиеся в специализированных учреждениях, таких как дома для престарелых. То есть наиболее подверженная риску категория населения. На втором этапе присоединяются [люди] уже по профессиональным группам риска, по возрасту, имеющие различные заболевания.
— На днях президент Зеленский поручил СБУ проверить информацию о контрабандных поставках вакцины в Украину. Что вы знаете об этом? Как будете реагировать на такие факты, если они действительно подтвердятся?
— Мы получили соответствующее поручение от премьер-министра – проверить те факты со своей точки зрения, в рамках своей компетенции. У нас, соответственно, сейчас тоже будут проводить эту проверку. Конечно, я думаю, правоохранительные органы должны хорошо отработать. Я крайне негативно отношусь к таким вещам. Естественно, это все абсолютно противозаконно, если эти факты подтвердятся, – начиная от привоза в Украину этой вакцины и заканчивая ее оборотом как лекарственного средства, которое никак не зарегистрировано.
"Они живут скандалом – бывает"
— Повлияет ли на сроки поставки ваш конфликт с госпредприятием "Медзакупки"? Его директор обвинил вас в давлении и в том, что вы практически в ручном режиме хотите руководить этим процессом.
— Конечно, это никаким образом не может повлиять, потому что вопрос обеспечения вакцин – это тот вопрос, который лежит в плоскости национальной безопасности. Именно поэтому это нестандартная ситуация, и те переговоры вел я как министр здравоохранения. Вопрос обеспечения вакцинами стоит на контроле у президента страны. В свою очередь, Владимир Зеленский общался со своими коллегами, руководителями государств, которые имеют мощности по производству вакцин, чтобы как можно быстрее вакцина поступила в Украину. Также было задействовано Министерство иностранных дел.
А данное предприятие как специализированное предприятие должно технически осуществить закупку, им было поручено заключить контракт и сделать соответствующие платежи, например по той же вакцине китайского производства. Но вследствие попыток активности его в прессе мы решили взять другого оператора – такую же закупочную организацию, чтобы у нас не было никаких сбоев с соответствующей поставкой вакцин из-за желания каких-то конкретных людей. А там дальше сделаем соответствующие выводы.
— Вы говорите "возьмем другого оператора". А кто это? Это тоже какое-то госпредприятие?
— Это одна из закупочных организаций, с которой мы работаем, – международная закупочная организация.
— В заявлении общественной организации "Пациенты Украины", я думаю, вы с ним уже знакомы, говорится: "Максим Степанов фактически назначил компанию, в которой будет закуплена вакцина от коронавируса". И речь тут якобы идет о фирме, с их слов, "Лекхим", которую связывают с министром здравоохранения Украины времен Януковича Раисой Богатыревой. Общественные активисты видят в этом коррупционную составляющую. Как вы можете прокомментировать такие заявления?
— Это заявления людей, которым нужны заявления ради заявлений. Я думаю, практически все люди сейчас не только в Украине, но и во всем мире знают и понимают, что у нас любая страна осуществляет поставку тех вакцин, которые прошли соответствующие элементы по безопасности и которые могут быть поставлены, потому что сейчас в мире абсолютно колоссальный дефицит вакцин.
То, что касается предприятия "Лекхим", с которым заключен договор, и мы об этом сразу заявили, это было условие, что компания Sinovac Biotech, которая хотела осуществлять поставку в Украину через это фармпредприятие, а это далеко не маленькое фармацевтическое предприятие, которое, насколько я понимаю, давно сотрудничает с компанией Sinovac Biotech, и это было условие китайской стороны, что свою поставку они будут осуществлять через это предприятие. Поэтому с ними заключили договор. Дальше с другими производителями заключат договора, соответственно, о тех или иных количествах вакцин.
Данные организации, в принципе, весь год делают какие-то заявления, но ни одного факта никогда не подтверждалось. Но заявления были всегда такие громкие. Они живут скандалом – бывает. Каждый выбирает свой путь.
— Вас как министра не смущает этот флер вокруг компании "Лекхим" – взять то же заявление "Пациентов Украины"?
— Он меня абсолютно не смущает. А что такое "негативный фон" вокруг этого предприятия? Это украинское фармпредприятие, которое выпускает лекарственные средства, которые используются на территории Украины. Вы решили, что у нас есть "негативный фон", потому что какая-то организация что-то там выдумала и заявила? Я даже не понимаю, на основании чего он меня может смущать.