В 2020 году исполняется четыреста лет со дня рождения протопопа Аввакума. Считается, что главный персонаж русского старообрядчества родился 25 ноября по старому стилю – 5 декабря по современному календарю. Рассказываем, как к юбилейной дате российские власти обратили особое внимание на общины староверов.
Юбилей по инициативе государства
К круглой дате планировалось приурочить много событий: выставки, конференции, установка памятников, публикации научных работ и создание электронной библиотеки старообрядческих произведений. Часть пришлось перенести на 2021 год из-за пандемии коронавируса. В целом внимание государства к религиозным организациям – дело обыденное, равно как и празднование юбилеев в рамках официальных программ, но только не для старообрядчества. Начиная с середины XVII века, когда, собственно, и случилось разделение на никониан (современных православных) и староверов, последних власти постоянно стигматизировали: что во времена правления Романовых, что при советской власти.
Приезд Владимира Путина в 2017 году на Рогожское кладбище к главе Русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию был первым в истории визитом главы государства к старообрядцам. Тогда же и решили на государственном уровне отпраздновать 400-летие протопопа Аввакума.
"Сами старообрядцы не высказывали таких инициатив. Это не в их традиции – праздновать юбилей со дня рождения, они отмечают день смерти как вхождение человека в жизнь вечную. Поэтому этот юбилей, конечно, абсолютно искусственная дата, которая привязана к некоему политическому заказу со стороны властей", – говорит в беседе с корреспондентом Настоящего Времени религиовед Александр Солдатов.
Эксперт считает, что это "инерция старых советских подходов": религиозную жизнь легче контролировать, когда она централизована, управляется по одному каналу, из одного центра, через одного предстоятеля.
"Я думаю, что в Кремле политику по отношению к старообрядцам рассматривают как продолжение интеграционного курса – собирания русского православия, русского мира, который был начат в нулевые годы, когда поглотили часть Русской зарубежной церкви", – отмечает Солдатов, имея в виду объединение РПЦ с РПЦЗ в 2008 году при непосредственном участии Владимира Путина.
Солдатов подчеркивает, что это попытка представить старообрядчество не как альтернативную, а как вполне безопасную, лояльную религиозную традицию. "Для патриотической пропаганды она даже лучше, чем официальное православие, поскольку более выразительно подчеркивает русскую национальную идентичность. Она изоляционистская и возникла благодаря попыткам греческого влияния, греческих реформ в Русской церкви в XVII веке", – отмечает эксперт.
Отношения с РПЦ
В Синодальной церкви, как называют староверы Московскую патриархию, наладить диалог со старообрядцами пытались на протяжении двух последних столетий. Еще в 1800 году митрополит Платон (Левшин) составил "пункты о единоверии". Это была программа по объединению староверов с новостильной церковью. Суть заключалась в том, что верующим разрешалось служить по старым книгам и обрядам, но они должны были воссоединиться с Синодальной церковью. С тех пор в РПЦ существуют единоверческие приходы, которые придерживаются старых форм, но разделяют вероучение Московского патриархата – вариант своего рода унии: сохранность обрядов в обмен на юрисдикционное подчинение.
РПЦ пересмотрела отношение к старообрядцам, прежде всего отменив анафемы собора 1666 года, налагавшиеся на старый обряд. Также ведется переписка по богословским вопросам – для прояснения догматических позиций и поиска точек пересечения в вероисповедании двух церквей. По словам Солдатова, митрополит Корнилий лично довольно лояльно настроен к Московскому патриархату. Но среди рядовых старообрядцев идея объединения не пользуется популярностью.
"Репутация Русской православной церкви и патриарха Кирилла постоянно падает в глазах самой его паствы, что уж говорить о староверах? Я не вижу никаких явных перспектив, чтобы какое-то согласие могло объединиться с РПЦ", – считает эксперт.
Совет для четверых
Несколько лет назад под патронажем российских властей был создан Межстарообрядческий координационный совет. Туда вошли четыре согласия (группы, объединяющие христиан-старообрядцев): два поповских и два беспоповских. Поповцев там представляют Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ, руководитель – митрополит Корнилий) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ, руководитель – патриарх Александр). От беспоповцев – Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ, руководитель – Константин Кожев) и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия (федосеевцы, руководитель – Владимир Шамарин).
В 2018 году эти четыре церкви основали благотворительный фонд "Правда Русская" для поддержки, развития и содействия старообрядчеству в России. Финансовую поддержку фонду оказывает госкорпорация "Ростех", а замглавы гендиректора по финансовым вопросам корпорации Игорь Завьялов одновременно является председателем попечительского совета фонда. По данным Александра Солдатова, за первый год фонд получил пожертвований на сумму около 14 млн рублей. Из них на зарплаты сотрудникам ушло около 5 млн. В следующем, 2019 году потратили уже 7 млн рублей. Публичной отчетности о размере пожертвований и их реализации нет. На сайте фонда указаны лишь немногочисленные реализованные проекты, такие как издание книг, реставрация храмов, создание церковных компьютерных шрифтов и детских настольных игр. На эти активности фонд в 2019 году потратил 10,5 млн рублей. Какие именно храмы были отреставрированы и сколько денег на это израсходовали, не уточняется.
Помимо средств по линии фонда, старообрядцы получали целевые президентские гранты. Солдатов говорит о 14 грантах, самый большой из которых, на 7 млн рублей, выдали РПСЦ на информационную деятельность. В описании проекта на сайте президентских грантов говорится о 100 научно-публицистических публикациях, 190 новостях, календаре, информации о епархиях и 500 фотографиях.
"По сути, был лишь обновлен официальный сайт митрополии РПСЦ. Не создан новый сайт, а лишь косметически обновлен старый. Добавили чуть больше контента, и все. Вряд ли это стоит 5 млн рублей, о которых отчитались в митрополии", – подсчитывает Александр Солдатов.
Эксперт говорит о разногласиях внутри фонда. "Для старообрядческого мира это большое искушение. Я вижу, как на этом фоне возникают конфликты, взаимные претензии, разделения", – утверждает Солдатов.
Самым громким публичным конфликтом стал выход 24 сентября 2020 года Русской древлеправославной церкви во главе с патриархом Александром из всех межстарообрядческих координационных советов. Официальная причина – "систематическое игнорирование позиции и интересов нашей Церкви другими сторонами-участниками".
Также известно, что своей ролью в координационном совете недовольны поморцы, поскольку в беспоповской группе "тянет на себя одеяло" согласие федосеевцев. Дело в том, что директор фонда "Правда Русская", доктор философских наук, профессор Академии госуправления при президенте России Михаил Шахов является членом именно общины федосеевцев.
Старообрядцы-репатрианты
Одно из направлений работы российского государства с русскими староверами – возвращение их из Латинской Америки, куда общины одна за другой уезжали в начале XX века. Владимир Путин неоднократно давал поручения на этот счет федеральным министрам и губернаторам. Была разработана концепция расселения старообрядцев на Дальнем Востоке с выделением им обширных земельных участков под сельское хозяйство. Так планировалось и привлечь новую рабочую силу в регион, и вернуть соотечественников на родину, в их исторический ареал проживания: старообрядцы еще во времена Романовых проживали преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Многие из них после Октябрьской революции бежали в Китай, а уже оттуда уехали в Латинскую Америку.
По словам главы Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова, идея с возвращением старообрядцев в Россию не реализовалась в полной мере. "Приезжие" и региональные власти вели активный диалог, но он не увенчался серьезными успехами. В действительности из Уругвая на Дальний Восток прибыло, укоренилось и осталось лишь около 20-30 семей. Пробовали приехать больше, но не все смогли прижиться, некоторые в конечном итоге вернулись назад.
Интересно, что большинство русских старообрядцев в Латинской Америке – это беспоповцы, но о содействии их репатриации просил Путина митрополит Корнилий – глава одного из поповских согласий. Эксперты сходятся во мнении, что Корнилий пытается монополизировать старообрядческий дискурс и выступать от имени всех согласий, пускай даже и беспоповских.
"Митрополит Корнилий видит государственный запрос, заказ со стороны путинского режима и делает соответствующее предложение. Это запрос на репатриацию, на преодоление гражданского противостояния "белых" и "красных" и попытки объединить весь русский народ вокруг единого центра, единого вождя", – резюмирует Александр Солдатов.
Старообрядцы и трудовая этика
Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов в целом приветствует возобновление интереса к старообрядчеству, возможность на широких площадках обсуждать этот феномен русского православия. Однако он считает, что разговор о староверах не должен зацикливаться только лишь на обрядовой стороне. Старообрядчество это не только двоеперстие, двойное пение аллилуйя или крестные ходы "посолонь" (вслед за движением Солнца, по часовой стрелке), говорит Севастьянов и предлагает более широкий взгляд на феномен: в первую очередь – на трудовую этику старообрядцев.
"Старообрядцы в дореволюционной России были достаточно успешными экономически. Вспомним Морозовых, Рябушинских. Основатели первых ткацких комбинатов, будущего завода ЗИЛ были именно староверы. В целом старообрядчество – это ведь религия купцов. А купцы всегда были положительными персонажами. Вспомним хотя бы сказку про аленький цветочек. В основе их уклада – общинный строй и аскетика. Среди старообрядцев популярен анекдот про Савву Мамонтова, который был магнатом-железнодорожником. Его как-то спросили, почему он, богатейший человек, ездит в вагонах третьего класса. На что тот ответил: "Потому что нет вагонов четвертого класса". Это пример аскетической этики. Прибыль не была самоцелью для старообрядцев, поскольку у них было уважительное отношение к труду", – рассказывает Леонид Севастьянов.
Он видит сходство между русскими старообрядцами и европейскими протестантами. Экономический успех последних был обусловлен отношением к труду как к призванию и аскетическим отношением к капиталу. Деньги не расточались, а вкладывались в дело. Об этой особенности писал немецкий социолог Макс Вебер в работе "Протестантская этика и дух капитализма". Севастьянов считает, что современной России было бы полезно вернуться к такой старообрядческой этике, к особому отношению к труду.