Чеченский бизнесмен Валид Корчагин, связанный с семьей сенатора Сулеймана Геремеева (соратника главы Чечни Рамзана Кадырова), за время войны в Украине стал совладельцем компании "ММК Ильича" в Мариуполе, а также доли в российской сети строительных гипермаркетов OBI и кофейнях ушедшей американской сети Starbucks, говорится в расследовании русской службы BBC-ньюз.
Металлургический комбинат имени Ильича находится в Мариуполе, который российские военные захватили во второй месяц войны. Комбинат является одним из крупнейших в Украине предприятий и принадлежит украинскому бизнесмену Ринату Ахметову. Во время боев комбинат частично был разрушен. В августе 2022 года донецкое "министерство доходов и сборов" зарегистрировало "ММК Ильича", данные о компании внесли в российский единый госреестр юрлиц.
Руководителем комбината является житель Макеевки Юрий Мурай. Он отказался говорить о "ММК Ильича", но подтвердил, что компания связана с мариупольским заводом. Владельцем 50%-ной доли в компании стал предприниматель – 25-летний Валид Корчагин, который ведет бизнес в родовом селе соратников Рамзана Кадырова. Родился он в селе Пришиб Астраханской области. Расследователи предполагают, что Валид Вахитович Корчагин, вероятно, является сыном Вахита Геремеева – известного чиновника в Чечне.
По данным расследователей, Вахит Геремеев жил там же, где Валид Корчагин. С 2000 по 2005 год Геремеев был зарегистрирован в Астраханской области как ИП. Кроме того, Валид Корчагин у многих был записан как "Валид Геремеев", "Валид Вахитович Корчагин" или "Валид Гиремеев Сын Вахида", а в 2021 году на странице Корчагина во "ВКонтакте" еще была указана фамилия Геремеев.
В 2016 году Вахит Геремеев уже был в Чечне – его назначили исполняющим обязанности главы Ножай-Юртовского района республики, сейчас он занимает пост замглавы Минстроя Чечни. Его называют родным братом сенатора Совета Федерации Сулеймана Геремеева (оба – Садулаевичи), в свою очередь, Геремеевы – родственники депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова. Родственника сенатора Руслана Геремеева журналисты-расследователи ранее связывали с убийством российского оппозиционного политика Бориса Немцова.
По данным BBC, комбинат пока смогли разве что разминировать. У завода соратники Кадырова выставили охрану. Руководит ей еще один Геремеев – помощник главы Чечни Ваха Геремеев с позывным Рейнджер.
Генеральный директор "Трансперенси Интернешнл – Россия" Илья Шуманов считает, что семья Геремеевых получила доступ к ММК в качестве "награды" за то, что они воевали в Украине и демонстрировали свою лояльность. "Приз" достался неизвестному Корчагину, возможно, потому, что Геремеевы все при должностях, добавляет Шуманов. "Все – либо госслужащие, либо правоохранители, "свободного" мужского населения нет. Нашли по этой линии кого-то, кто может быть семейным держателем активов, и передали их ему", – говорит он.
Корчагин за время войны, по данным расследователей, кроме завода в Мариуполе получил также часть крупного иностранного бизнеса – долю в компании "Арена", которой перешли кофейни Starbucks, ушедшей из России вскоре после начала войны. Он стал партнером друга Рамзана Кадырова Тимура Юнусова (Тимати) и ресторатора Антона Пинского – им принадлежат равные доли компании "Арена". Собственником также стал президент компании "Синдика", которая связана с находящимся под санкциями ЕС и США сенатором и экс-президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым.
В конце 2022 года Валид Корчагин стал также совладельцем одной из крупнейших в России сетей строительных гипермаркетов OBI. В апреле из-за российского вторжения немецкая компания решила продать OBI. Компания переходила из рук в руки, но сейчас ей владеют Корчагин (10%) и компания "Модуль-2" (90%), связанная с холдингом "Синдика" сенатора Канокова. Сейчас холдинг принадлежит дочери сенатора Мадине Каноковой. OBI досталась им без долгов, предыдущие владельцы заявляли, что им удалось урегулировать огромную задолженность перед материнской компанией на сумму свыше 30 млн евро.
Если активы OBI перешли близким к Рамзану Кадырову людям, на санкционном поле может разразиться мощнейший скандал, полагает Илья Шуманов. По его словам, в отношении компании OBI может быть начато расследование, регулятор захочет узнать, как проходили сделки по отчуждению российского актива.
OBI перешла в собственность Корчагина и Канокова в результате третьей сделки, но их право владения хочет оспорить Андрей Баранов, которому до этого свою долю обязался уступить, но не сделал этого первый владелец 40% компании Илья Колобков. В ноябре суд подтвердил право Баранова на долю Колобкова, теперь Баранов добивается расторжения сделок по переходу OBI к новым владельцам, в том числе Валиду Корчагину.