Ряд американских аналитиков считают, что именно благодаря Китаю у России хватает средств вести войну против Украины в условиях западных санкций. О "неограниченном партнерстве" Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились в феврале 2022 года, за считаные дни до вторжения.
В 2023 году объем товарооборота между Россией и Китаем достиг рекордной цифры – $240 миллиардов. При этом важно понимать, что объем торговли США с Китаем в два с лишним раза больше – $575 миллиардов. А с Евросоюзом – почти $300 миллиардов.
Что Москва покупала в Китае в 2023 году? Импорт станков вырос на 170%. На $230 миллионов Россия приобрела полупроводники. Гигантский рост в графе "оборудование для производства компьютерных чипов" – в 51 раз с 2021 года. Поставки экскаваторов для рытья траншей увеличились в четыре раза. Грузовиков, в том числе для снабжения фронта, Россия в 2023 году купила в семь раз больше, чем в 2021-м. Экспорт шарикоподшипников, которые используются в производстве танков, вырос на 170%.
Журнал The Economist отмечает, что подшипники Китай начал поставлять и в Кыргызстан. Причем в немыслимых количествах, там рост на 1800%. Вряд ли Кыргызстан начал испытывать в них страшную нужду. Скорее всего, оттуда детали тоже отправляются в Россию.
Важно, что в Россию идет продукция двойного назначения, которая используется для ведения войны. Западу это известно и Запад не намерен с этим мириться. "Китай – основной поставщик станков, микроэлектроники, нитроцеллюлозы, которая используется для изготовления вооружений и ракетного топлива, а также другой продукции двойного назначения, которую Москва использует, чтобы расширять базу своей военной промышленности. Чтобы выпускать ракеты, дроны, танки и другое оружие, которое президент Путин использует для вторжения в независимую страну, для уничтожения энергетической и другой гражданской инфраструктуры, для убийства ни в чем не повинных детей, женщин и мужчин", – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. Китай, в свою очередь, говорит, что речь идет об обычной торговле и не дело других стран в это вмешиваться.
Российско-китайскую дружбу омрачают западные санкции. В мае США ввели их против 300 компаний, из них 20 китайские и гонконгские, за поставки в Россию компонентов для производства вооружения. Пекину не нужны лишние сложности в отношениях с Америкой. И объем китайского экспорта в Россию в последние месяцы падает. А еще появились проблемы с оплатой уже отправленных товаров. В декабре США пообещали отключать от американской финансовой системы все банки, которые помогают Кремлю обходить санкции в сфере обороны. Китайские компании после этого начали сокращать финансовые расчеты с Россией.
У России Китай закупает в первую очередь энергоносители. В прошлом году Москва стала крупнейшим поставщиком сырой нефти. Экспорт газа из России вырос на 60%. Правда, его Москва продает восточному партнеру со скидкой почти 40% по сравнению с ценами для Европы.
Инвестиции Китая в российскую экономику падают с 2015 года. И китайские аналитики лукаво отмечают: по объему ВВП Россия сопоставима с одной, пусть и самой экономически развитой, китайской провинцией Гуандун.
Очевидно, что торговля между Москвой и Пекином – это не история про равноправное партнерство. Российские власти пытаются изменить ситуацию и продавать Китаю не только газ и нефть. "Одна из вещей, которую Россия предлагает, – это свои технологии. Речь идет о подводных лодках. Еще обсуждается прямой коридор зерна, который Китаю очень нужен: поставки через северную границу. Так что пара карт еще есть", – считает Уна-Александра Берзиня-Черенкова,
руководитель Центра исследований Китая при Рижском университете имени Страдыня.
Но, по мнению экспертки, этих карт точно не хватает, чтобы Пекин "символически и военно встал на сторону России" в войне против Украины, что показали последние два года. "То, что Китай делает, – это, во-первых, поддерживает российскую легенду о том, что первопричиной конфликта не стала военная агрессия России. И, во-вторых, двойные компоненты поддерживают российский военпром, так как это в интересах Китая, чтобы ослабить США. Вопрос: будет ли в их интересах усилить эту поддержку или нет? Это единственный фактор, который влияет на Си Цзиньпина", – уверена руководитель Центра исследований Китая при Рижском университете имени Страдыня.