В России, по данным сервиса "Яндекс.Карты", насчитывается 25 км улиц и переулков, названных в честь Сталина. Из них порядка 10 км приходится как раз на дачное некоммерческое товарищество "Славянка", что в двух остановках от Новосибирска. Здесь всего одна улица и 25 переулков. Все они носят имя генералиссимуса И. В. Сталина.
Сам поселок до конца не заселен, хотя застройка его началась еще в 2008 году. Здесь каждый второй дом заморожен в состоянии "коробка и столбы под забор", а на каждом пятом висит агентский баннер "Продается".
Историю "Славянки" рассказывает журналист Сибирь.Реалий Михаил Лайтштерн.
"Репрессированных на деле было не так много"
Серега – молодой человек лет тридцати. Он рассказывает, что живет в "Славянке" уже давно. Связь топонимики поселка с именем Сталина он объясняет амбициями председателя правления дачного товарищества Вячеслава Зуева. "Он даже называет себя как Сталин – хозяином. А действует далеко не по-коммунистически, так что и на товарища он не тянет. Скорее, господин. Ты вбей там себе, – показывает он на смартфон, – понимаешь, у нас улицы называются не просто Сталина, а – ге-не-ра-лис-си-му-са Сталина! Ты хоть понимаешь, кто он вообще такой был?"
Людмила Васильевна преподает историю в школе и в одном из новосибирских вузов. В поселке у нее живет сын с семьей. Она вообще не видит ничего удивительного в названиях улиц в "Славянке".
"Название улиц оправдано, ведь это память не столько Сталина, сколько всей страны, которая прошла огромный путь в своем развитии. Мы получили разрушенную страну накануне революции и после войны. Сейчас прошло почти 30 лет после распада Союза – и до сих пор мы не достигли того уровня, который у нас был при советской власти, – убеждена Людмила Васильевна. – Репрессированных на деле было не так много, как говорят, – в лагерях казнили всего 76 тысяч человек. Сравните с тремя миллионами человек, по данным ООН, и пятью миллионами, по данным Жириновского, погибших в годы становления демократии".
Она вспоминает "лихие 90-е", когда, по ее словам, только в Екатеринбурге "таких убитых при переделе собственности осталось целое кладбище". "Наши родители своим трудом создали мощь страны, один "Уралмаш" чего стоит. Так ведь сколько людей постреляли из-за него. Потом будут много говорить об этом, сейчас время не пришло".
У жителей поселка "Славянка" местная топонимика никаких идеологических дискуссий не вызывает. Для них "генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин" – столь же привычный топоним, как и традиционные "Ленина – Кирова – Орджоникидзе – Горького – Котовского" и прочие.
"А что в этом такого?" – искренне удивляется Елена, молодая дама с детской коляской, на вопрос о ее отношении к наименованию улиц. В ответ на краткий рассказ про ГУЛАГ, лагеря, аресты и напоминание, что Новосибирск был "перевалочным" пунктом для многих репрессированных и сосланных в лагеря, слегка задумавшись, она отвечает: "А мне нравится".
Долги за электричество и вода из магазина
Елену больше волнуют сугубо практические вопросы – такие, как долги за электроэнергию, строительство дорог. По ее словам, многие жители недовольны Зуевым – "хозяином", поскольку он намерен в очередной раз повысить тарифы на электричество, мотивируя это огромными долгами перед энергетиками. Притом что все жители поселка исправно платят за электроэнергию и хранят квитанции об оплате как зеницу ока.
За последние три года долг вырос в разы. Еще в ноябре 2016 года состоялось заседание новосибирского арбитражного суда по иску "Новосибирскэнергосбыт" к ДНТ "Славянка". По данным суда, ни Зуев, ни его представитель на заседание тогда не явились. Суд удовлетворил иск энергетиков и постановил выплатить 608 тысяч рублей долга. В ноябре прошлого года новосибирский арбитраж удовлетворил новый иск энергетиков, согласно которому дачное товарищество должно уже более двух миллионов рублей, из которых – 1,8 млн рублей долга и 300 тысяч пени.
А еще в поселке нет водопровода и, как ожидается, в ближайшее время не будет. Те, кто сюда переехал жить, вынуждены бурить скважину. Глубина у всех разная: кто "врезался" поглубже – те пьют нефильтрованную воду, те, у кого средств на "стометровку" не хватило, вынуждены фильтровать каждый стакан или бегать в поселковый магазин за пятилитровками – 70 рублей за бутылку.
Единственная торговая точка в "Славянке" – это отапливаемый масляным обогревателем сарай, расположенный в центре поселка.
"Да мне пофиг, чьим именем, хоть мистера жопы, лишь бы бизнес шел", – весело отвечает на вопрос о названии улиц владелец магазина и по совместительству продавец. Свое имя назвать он не пожелал. В ассортименте сельпо – хлеб, пиво, сигареты, "бичпакеты", бытовая химия и прочие продукты первой необходимости. Для бизнеса, по словам хозяина, место вполне подходящее: "Торговля идет не бойко, но все же покупатели есть. Народ здесь платежеспособный. Зимой покупают всего понемножку, а летом топ продаж – пиво".
Лицензии на продажу крепкого алкоголя у него нет, так как площадь не позволяет, и это "большая проблема". Подошедший покупатель, лет 60 на вид, сетует: "Шампанское, вино, да и что покрепче – из города не навозишься. А в остальном – место отличное, до Новосибирска две остановки, маршрутка как часы ходит. Трасса на аэропорт, перспектива есть".
"Генералиссимус"
Серьезной проблемой для местных жителей оборачивается неграмотность местных паспортисток. В паспортном столе часто ошибаются в слове "генералиссимус". По правилам надо писать название улицы полностью, а именно: "улица имени Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина". Так решил господин Зуев, и головная боль в связи с этим не только у паспортисток, но и у людей, решивших повесить на заборе табличку с названием улицы и номером дома. Столько букв в стандартные таблички не умещаются – не билборд же на заборе клеить. А в Управлении Федеральной миграционной службы если и удается вписать без ошибок адрес прописки, то уместить его в бланках почти нереально.
"У меня в паспорте две зачеркнутые записи о прописке и только третья правильная", – жалуется жительница 5-го переулка имени Генералиссимуса И.В. Сталина. Сейчас, по ее словам, стало проще – в ходе долгих распрей господин Зуев все-таки официально сократил имя вождя народов в названии улиц до инициалов, правда, в написании его звания до сих пор допускают грамматические ошибки.
"На самом деле мы зря записали Сталина во враги народа, – понизив голос, будто сообщает нечто сакральное, говорит Владимир, прогуливавшийся вдоль карьера. – Вот давай между нами, без всяких камер, – он смотрит в упор немигающим взглядом. – Репрессии. А ты знаешь, как это – страну поднять? Что, врагов тогда не было? Ты сейчас посмотри на либерастню нынешнюю. Мать родную продадут, не то что страну. Тьфу", – он сплевывает сквозь зубы и смотрит сквозь старый заледеневший карьерный экскаватор, предоставленный на время зимнего ненастья самому себе.
"Поселок-то замечательный, – продолжает Владимир. – А что долги за электричество – так ведь пока не отключают. А если даже и отключат, то печка у каждого есть, дрова за углом. Свет? Летом день долгий, а зимой что делать, в интернетах сидеть? Мне все это не надо. Я живу в своем обособленном мире, понимаешь? Дорогу на улице сам чищу. Еда, овощи, картоха – своя. Мясо тоже. Вот на лекарства разве деньги нужны".
Как называют улицы
До самого господина Зуева корреспонденту "Сибирь.Реалий" дозвониться не удалось. Заместитель главы Кудряшовского сельсовета Елена Зырянова утверждает, что не помнит, при каких именно обстоятельствах утверждались названия улиц в "Славянке", но говорит, что жалоб от жильцов не поступало.
Решение о названии улиц принимают депутаты, рассказывает Зырянова.
Граждане обращаются к депутатам с вопросом о переименовании или названии улиц – например, те, кто приобрел земельный участок для постройки жилья. Они предлагают какой-то вариант, как бы они хотели назвать эти улицы. Депутаты рассматривают.
"Допустим, к нам осенью обратилась гражданка, купившая землю под индивидуальное жилищное строительство. У нее было пожелание назвать улицу в честь какого-то человека. Она пришла на сессию, и депутаты спросили, почему именно в честь этого человека? Я не помню подробностей, но она, кажется, говорила, что это ветеран, который жил в одном из районов области, прожил достойную жизнь и т.д. А депутаты сказали: извините, у нас достаточно своих почетных уважаемых граждан, в честь которых можно было бы назвать улицу. И утвердили какое-то нейтральное название, типа Лесная или Цветочная", – рассказывает замглавы сельсовета.
"То есть нет четких критериев, депутаты голосуют так, как сочтут нужным? И в данном случае они проголосовали за то, чтобы эти улицы носили имя Сталина?" – спрашивает журналист.
"Тут не подскажу, это надо архивы области поднимать, мы туда документы сдаем. Но я думаю, что порядок с тех пор не менялся", – отвечает Зырянова.
Как живет "хозяин"
Добраться до "хозяина" – Вячеслава Зуева – так и не удалось. Местные показали его дом: длинное, как торговая галерея, здание стоит вдоль улицы прямо у въезда в поселок. Участок – довольно внушительных размеров, на глаз – соток 30. За глухим забором раздается лай собаки. Затем чей-то мужской голос сообщает, что хозяина нет, когда будет – неизвестно.
Согласно данным онлайн-ресурса Rusprofile, помимо ДНТ "Славянка" господин Зуев был учредителем еще восьми ныне ликвидированных юридических лиц. В двух из них он числился руководителем. В частности, был директором ООО ПТСК "Парнас", которое занималось оптовой торговлей лесоматериалами и строительными материалами. Сегодня свою должность в ДНТ Вячеслав Валерьевич совмещает с индивидуальным предпринимательством, занимаясь перевозкой грузов.
Материал полностью читайте на сайте Сибирь.Реалии
КОММЕНТАРИИ