Госдепартамент США накануне отдал распоряжение семьям дипломатов, работающих в американском посольстве в Киеве, покинуть Украину из-за угрозы военных действий со стороны России. По этой же причине дипломаты рекомендовали гражданам США отказаться от поездок в Украину. Американские власти считают, что Москва может напасть на Киев "в любой момент", поэтому в случае эскалации США не смогут эвакуировать своих граждан из Украины. Великобритания также решила вывезти из Украины часть сотрудников посольства и членов их семей из-за "растущей угрозы со стороны России".
На прошлой неделе газета The New York Times со ссылкой на высокопоставленного сотрудника Службы безопасности Украины сообщила, что дипломатам в двух российских консульствах приказано подготовиться к выезду с территории Украины. В МИД России заявили, что российское посольство в Киеве работает в штатном режиме.
Военных и технику к границам с Украиной российское командование начало перебрасывать еще весной 2021 года. Исследователи Conflict Intelligence Team в марте писали, что российская армия перебрасывает артиллерию и танки, мотострелковые и десантные части. США и страны Европы заявили, что готовы ввести жесткие санкции, если российские войска перейдут границу. Москва отрицает подготовку к военной операции, а перемещение войск объясняет учениями.
Есть ли повод для паники и какова вероятность российской оккупации Харькова? Об этом мы спросили военно-политического эксперта Юрия Федорова.
— Вы понимаете, что происходит? Американское и британское посольства эвакуируют родственников дипломатов, украинские чиновники заверяют, что для паники повода нет. По-вашему, есть повод для паники или нет?
— Конечно, есть. Но повод не для паники, а для очень серьезной озабоченности. Паниковать вообще никогда не надо. Когда представитель Белого дома Джен Псаки говорит, что война может начаться в любой момент, это значит, что война может начаться в любой момент. Чиновники Соединенных Штатов такого уровня такими словами не бросаются. И действительно, для такого рода выводов есть серьезные основания, потому что войскам, которые расположены близко к границам Украины, поставляют не только наступательное вооружение – танки, боевые машины пехоты и так далее – но там разворачиваются системы поддержки и обеспечения, без которых осуществлять серьезные наступления, серьезные боевые операции просто невозможно. Я имею в виду средства радиоэлектронной борьбы, системы управления, связи, материального обеспечения и так далее, вплоть до похоронных команд. Такова уже инфраструктура наступления, без которой вести крупные боевые операции невозможно. Поэтому основания для беспокойства есть.
Война против Украины никак не будет легкой прогулкой для российских войск
Я обращаю внимание всех и на другой момент – на то, что в Украину в огромных масштабах поставляется сейчас оборонительное очень серьезное вооружение, которое может доставить массу неприятностей наступающим российским войскам. Я имею в виду прежде всего средства, которые предназначены для уничтожения танков и другой бронетехники. Есть сведения о том, что в Украину поступают стингеры последней модификации, что является принципиально важным для того, чтобы сорвать военно-воздушные операции российских ВВС. Это означает, что война против Украины никак не будет легкой прогулкой для российских войск, о чем постоянно говорят российские СМИ и политологи разного рода, которые, брызгая слюной и размахивая руками, рассказывают, что в течение нескольких суток Украина будет поставлена на колени. Этого не будет. Россия может оказаться втянутой в тяжелую войну с неопределенными, непонятными последствиями, и это будет означать очень серьезные проблемы для российского режима. Вот такая ситуация складывается сегодня.
— Вот эти поставки из Британии – сейчас страны Прибалтики собираются поставлять Украине американское оружие – эти поставки действительно могут сдержать Россию? Или, наоборот, все эти поставки в Кремле воспринимают как угрозу, и это только спровоцирует вторжение?
Если российские военные строят планы штурма Харькова или Одессы, то их бронетехника будет гореть, как факел на городских улицах
— Нет, это серьезные вещи, потому что сейчас в Украину поставлено, насколько я представляю себе, около 100 пусковых установок американских систем Javelin и 500 ракет. Давайте представим себе, что каждая вторая ракета достигнет цели и поразит российский танк или российскую боевую машину пехоты. Значит, 250 единиц российской бронетехники будут выведены из строя. Это колоссальные потери. Поставлено две тысячи ракет NLAW, это ракеты британско-шведского производства. Эти ракеты прекрасно подходят для борьбы с бронетехникой, особенно в городских условиях. Поэтому если российские военные строят планы штурма Харькова или Одессы, то они столкнутся с тем, что их бронетехника будет гореть, как факел на городских улицах, потому что каждый дом в крупных городах в условиях нападения противника превращается в крепость, которую нужно брать штурмом, а из каждого окна могут стрелять не только автоматы, но и противотанковые системы. Я думаю, это служит достаточно серьезным холодным душем для горячих голов в Москве.
Но ситуация-то заключается в том, что решение в России принимает один человек, и мы знаем, как его зовут, это Владимир Путин. А его психическое и эмоциональное состояние часто внушает серьезные опасения. Сумеют ли его остановить те поставки вооружения, которые, естественно, вызывают беспокойство у российских военных, могут ли его остановить сведения, которые ему доставляют из Вашингтона и Брюсселя, о том, что Запад не собирается идти на уступки России. И если Россия вторгнется в Украину, то она столкнется с очень тяжелыми не только экономическими санкциями, но и с чем-то даже более серьезным, потому что, по-моему, вчера были сообщения о том, что в Пентагоне приняты решения об отправке на восточный фланг НАТО восьми с половиной тысяч солдат в качестве первого эшелона. А общее количество солдат, которое Соединенные Штаты готовы будут перебросить в Восточную Европу, достигает 50 тысяч. Это три американских дивизии, это очень мощная сила.
— По-вашему, это все-таки не провоцирует Кремль к атаке на Украину? Мы знаем, что в Кремле иначе трактуют все шаги американцев.
— В Кремле, если следить за публичными выступлениями, до сих пор, насколько я понимаю, уверены в том, что Запад в конечном итоге, когда дело дойдет до критической точки, пойдет на уступки. Но я думаю, что как раз позиция Соединенных Штатов заключается в том, что никаких уступок не будет, и Кремлю придется сейчас пересматривать свои оценки.
Понимаете, очень долгое время и министр иностранных дел Лавров, и очень многие другие дипломаты и влиятельные политологи убеждали Кремль в том, что у Запада нет политической воли противостоять российской напористой воинственной политике. Запад просто уже сказал совершенно ясно, прежде всего Соединенные Штаты: "Никаких уступок России по ключевым вопросам, а именно по нерасширению НАТО и возвращению к военно-политической ситуации 1997 года, не будет". Это сказано открыто и много раз, и никаких изменений здесь я не жду.
— Владимир Зеленский говорит о возможной оккупации Харькова. Вы с ним согласны? Зачем это России? Почему тогда намечен Харьков, а не Киев?
— Я так понимаю, что те российские военные планы, которые стали известны на Западе, я не берусь судить, насколько эти планы точны, но тем не менее по этим планам предполагается, что в начальный период войны Россия будет решать три крупные задачи. Первая – это захват Харькова, вторая – захват Одессы, третья – пробивание сухопутного коридора в Крым. Это те планы, которые постоянно обсуждаются сегодня в открытых аналитических разработках западных военных.
— Это то, о чем писала западная пресса, даже публиковала такие карты.
— И карты публиковала, да. Я хочу сказать о другом. Дело в том, что штурм городов, и это показывает опыт и Второй мировой войны, и тех войн, которые Россия вела в Чечне, что штурм крупных городов – это самая тяжелая военная операция, самая кровопролитная военная операция, какие только могут быть.
— Вы видите, что Россия может пойти на это?
— Если в Москве решатся на штурм Харькова, это будут тяжелейшие потери. Но вспомните, сколько потерь понесла советская армия, когда штурмовала Берлин, это были колоссальные потери. Я абсолютно уверен в том, что взять Харьков будет задачей колоссальной сложности, которая чревата огромными потерями, и непонятно, с какими результатами. Я уже говорил о том, что из каждого окна могут стрелять противотанковыми ракетами.
Вот что российские федеральные СМИ говорят о возможном обострении ситуации между Россией и Украиной и как за последние недели изменилась риторика на российских телеканалах:
Вопрос о напряжении между Россией и Украиной задавали людям на улицах Москвы. Если российские власти решать напасть на Украину, вы пойдете воевать?