Петербургская художница и музыкантка Александра Скочиленко уже девять месяцев находится в СИЗО. Она попала туда после замены ценников в супермаркете на антивоенные листовки. В декабре 2022-го Сашу начали судить, очередное заседание проходит в среду, 15 февраля.
Мы попросили друзей Саши Скочиленко, ее девушку, а также адвоката и ее саму рассказать, что происходит.
Тихий протест с громкими последствиями
В середине марта 2022 года в телеграм-канале движения "Феминистское антивоенное сопротивление" появилось предложение присоединиться к акции по подмене стандартных магазинных ценников на схожие по дизайну мини-листовки с лозунгами против вторжения России в Украину. Были разработаны рекомендации по безопасности: например, не стоять под камерами, расплачиваться за товар только наличными деньгами – однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы обеспечить полную анонимность. По данным антрополога Александры Архиповой, ведущей статистику по статье о "фейках", к 5 мая 2022 года за подмену ценников были задержаны семь человек.
В их числе оказалась петербуржская художница и музыкантка Саши Скочиленко. Ее случай стал самым громким – не в последнюю очередь из-за того, что против девушки завели не административное дело о "дискредитации" Вооруженных сил РФ, а уголовное о "распространении заведомо ложной информации".
Саша Скочиленко была задержана 11 апреля в Санкт-Петербурге. На одном из ее антивоенных ценников в супермаркете "Перекресток" была информация об обстреле художественной школы в Мариуполе. По доносу посетительницы магазина на художницу завели уголовное дело по статье 207.3 УК РФ. Софья Субботина, девушка Саши, так вспоминала день задержания:
"В день, когда ее задержали, все получилось очень странно: ей позвонил приятель и сказал, что к нему пришли с обыском. Она ответила, что сейчас будет искать для него адвокатов и правозащитников, но через 10 минут он перезвонил и сказал, что менты ошиблись адресом и ушли, что все уже в порядке. После этого он попросил приехать его поддержать. Мне было тревожно, когда Саша туда поехала. Оказалось, что в его доме была засада и он заманил ее в ловушку".
После того, как Скочиленко приехала к другу, ее сразу задержали. Дальше прошел обыск на ее съемной квартире, где был изъят ноутбук и вся остальная техника. Впоследствии друг Саши сотрудничал со следствием и даже дал против нее недостоверные показания, говорит Софья:
"В первую очередь мы подумали, что на него оказали какое-то сильное давление. Но он сказал, что нет, ничего такого не было, просто испугался за себя и не думал ни о ком другом в такой момент. Это, конечно, грустно, потому что они еще со школы дружили и вроде как считали себя хорошими друзьями".
В середине апреля Саше ужесточили обвинение: сначала ей вменяли первую часть статьи 207.3. УК (штраф до полутора миллионов рублей либо лишение свободы до трех лет), позже предъявили уже вторую часть, пункт "д", – добавились мотивы "политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды". По этому пункту предусматривается наказание до 10 лет колонии.
Кто такая Саша Скочиленко: жизнь, творчество и активизм
Саша Скочиленко родилась 30 сентября 1990 года в Санкт-Петербурге. По словам самой художницы, она "вышла из самой бедной семьи". Девушка жила вместе с матерью и сестрой в коммунальной квартире на Васильевском острове и с довольно раннего возраста начала работать. При этом у нее хватало энергии на творчество: Саша известна как художница, музыкантка и поэтесса. Ее подруга Маша, которая дружит со Скочиленко около семи лет, рассказывает:
"У Саши сильный, пробивной характер. Она всегда работала на нескольких работах, была занята в разных сферах. У нее было ощущение, что она может сделать все сама или активно вовлекать в свою деятельность людей".
Скочиленко с ранних лет испытывала проблемы с ментальным здоровьем. У нее диагностирована циклотимия – подтип биполярного аффективного расстройства, для которого характерны резкие перепады настроения и глубокие депрессивные эпизоды. Личный опыт борьбы с депрессией Саша вложила в самое, пожалуй, популярное свое произведение – комикс "Книга о депрессии" (сначала опубликованный в интернете, а затем изданный), который был переведен на украинский, английский и испанский языки. После публикации книги в сети Скочиленко получила множество теплых отзывов от читателей, ее стали приглашать на тематические мероприятия.
"Обсуждение психических заболеваний тогда было гораздо больше стигмой, чем сегодня. Эта стигма стала меньше, в том числе благодаря Сашиным усилиям, ее книжке про депрессию и ее откровенным разговорам с людьми" – так успех "Книги о депрессии" комментирует друг художницы, редактор, видеооператор и экс-координатор "Наблюдателей Петербурга" Алексей Белозеров.
Позже Скочиленко выпустила еще несколько книг о проблемах ментального здоровья – в частности, "Что такое мания?" и "Меня никогда не любили". С иллюстрациями Саши вышла книга Марии Пушкиной "Биполярное расстройство", также она создавала иллюстрации для групп некоммерческих организаций "Партнерство равных" и "Ассоциации "Биполярники" в соцсетях.
У Скочиленко всегда была активная гражданская позиция: она регулярно принимала участие в протестных акциях. Саша отстаивала интересы ЛГБТ-комьюнити и фемдвижения, сотрудничала с независимыми СМИ, профессионально снимая репортажи. При этом, по словам ее друзей, к Скочиленко вряд ли применим ярлык политической активистки.
"Мы были вместе на митинге на Гостином дворе, когда началась война. Саша периодически занималась общественно важной работой: где-то в 2012-2013-м она работала журналисткой в "Бумаге", снимала для них разные видео. Она еще иногда подрабатывала съемкой: например, наблюдения за выборами, собрания депутатов районных. За те годы, которые я с Сашей общаюсь, она немного устала от этой работы и стала уделять все время своему творчеству", – рассказывает Софья Субботина.
Главной страстью Скочиленко в последние годы была музыка. В Санкт-Петербурге она постоянно устраивала джемы, а на Bandcamp выложены треки ее проекта "Ласточка+".
"Саша в первую очередь не художница, она музыкантка. Она играла на разных инструментах, постоянно училась чему-то новому. С друзьями она устраивала музыкальные импровизации: все приносили инструменты, неважно, кто как играет, и люди играли вместе музыку, импровизировали, иногда прям очень много людей собиралось. А последние полтора года Сашу уже приглашали выступать на разных фестивалях, концертах, и она была очень этому рада", – рассказывает Софья.
Для украинского издания "Книги о депрессии" Скочиленко вручную перерисовала весь комикс на украинском языке. Кроме того, в 2019-2020 годах она ездила волонтером в украинский лагерь, где преподавала детям операторское искусство и актерское мастерство. В Украине у Скочиленко много друзей, поэтому на начало войны она отреагировала особенно эмоционально. Впрочем, по заверениям друзей, Саша всегда остро откликалась на несправедливость и старалась помогать тем, кто попал в беду.
"Есть история, которая характеризует Сашу как человека лучше любых определений, которые я могу подобрать. Десять лет назад, в середине довольно холодной осени, Саша у мусорных контейнеров в своем дворе нашла целую коробку новорожденных выброшенных щенков. Притащила эту коробку в свою комнату коммунальной квартиры и на все вообще деньги, которые у нее были, пыталась этих щенков выходить, хотя ветврачи, конечно, объясняли, что щенки переохладились, новорожденные и без иммунитета. Из всей коробки выжил только один щенок. Я попросила его (точнее, ее) в подарок, и теперь у меня десять лет как классная, пушистая и очень сообразительная собака", – вспоминает общественная защитница и подруга Скочиленко Маргарита Кислякова.
3 марта Скочиленко задерживали на антивоенной акции протеста. Ночь она провела в изоляторе временного содержания, а наутро ее доставили в суд и признали виновной, назначив штраф в 10 тысяч рублей. Позже она так написала по поводу своего задержания в соцсетях:
"В России очень страшно. Самое страшное даже не то, что ты гарантированно уедешь в отдел полиции в автозаке за то, что вышел высказаться против войны, которую не поддерживаешь. И не то, что в наших ОВД пытают задержанных. И не то, что если называешь войну войной, можешь получить теперь уголовную статью… Самое страшное, что некоторые наши соотечественники действительно не понимают ценности человеческой жизни, поддерживают насилие и находят в нем ценность".
"Тюремная амнезия": жизнь Саши Скочиленко в СИЗО
13 апреля Скочиленко отправили в СИЗО до 31 мая, несмотря на ходатайство защиты о более мягкой мере пресечения – действия художницы носили ненасильственный характер, у нее были личные поручительства и документы на квартиру, где она могла бы находиться под домашним арестом. Суд проигнорировал эти обстоятельства, посчитав, что раз родственники и некоторые друзья девушки находятся за границей, то и сама Саша может сбежать. С тех пор суд постоянно продлевает арест.
Проигнорировал суд и состояние здоровья художницы: помимо ментальных проблем, Саша страдает от целиакии – генетической непереносимости глютена.
"У нее были с этим проблемы в первые месяцы заключения. Она не могла соблюдать диету, а при целиакии это жизненно важно, потому что начинается сильная воспалительная реакция. Каждый день Саша чувствовала симптомы, которые напоминают пищевое отравление: резкие боли в животе, тошнота, рвота. Нам очень помогли наши подписчики. Они писали уполномоченным по правам человека и в прокуратуру, и в начале лета у нас получилось добиться диеты. Она более-менее соблюдается в СИЗО. Не всегда, конечно, но они стараются. Там, правда, бывает антисанитария: например, могут принести гнилую картошку на ужин или как-то Саше принесли чай, в котором плавал таракан", – рассказывает Софья Субботина.
Кроме того, Скочиленко в изоляторе стали беспокоить проблемы с сердцем, которые последний раз давали о себе знать в подростковом возрасте. Долгое время она не получала должного лечения.
"Сейчас Саша гораздо лучше себя чувствует, чем в первые месяцы после ареста. Нам удалось провести для нее обследование: у нее порок сердца, и все лето она плохо себя чувствовала, болело сердце постоянно, темнело в глазах и случались предобморочные состояния. Мы обратились к кардиологу – ее допустили в СИЗО, – и она в срочном порядке назначила четыре обследования в июне, а в конце декабря мы их наконец-то смогли провести. Очень долго пришлось согласовывать с начальством в СИЗО", – говорит Софья.
Даже такая несложная процедура, как удаление зуба мудрости, в заключении чуть не привела к осложнениям, рассказывает подруга Саши Маргарита Кислякова: "У нее зуб в СИЗО заболел, его удалили, и не было шовного материала. То есть порядок проблем – он вот такой. То, что кажется нам совершенно естественным и очевидным здесь, там просто недоступно".
Несмотря на перевод в двухместную камеру и некоторый прогресс, условия пребывания в СИЗО все еще остаются тяжелыми. Скочиленко рассказывает, что там царит "неустроенность": старинные корпуса, нуждающиеся в ремонте, обилие пыли и паутины, грибок в душевой комнате и крысы в сборном отделении. По словам защитниц, за время своего пребывания в изоляторе Саша подверглась сексуализированному насилию со стороны сотрудницы ФСИН, травле сокамерниц, что в конечном счете привело к депрессии и ПТСР (посттравматическому стрессовому расстройству). Саша плохо спала, ей снились кошмары, но в конце осени ей удалось добиться психиатрического обследования и медикаментозного лечения.
"После обследований и назначений медикаментов мне значительно лучше, но проблемы остаются те же: сердце, пищеварение, предобморочные состояния, ПТСР и депрессия. Буковский очень точно описал это в "И возвращается ветер", хотя сидел более 40 лет назад. Подъем, завтрак, проверка, прогулка, обед, адвокат, ужин, проверка, отбой. Дни сливаются в бесконечные вереницы одного и того же. И ты даже забываешь, когда имели место те или иные события – вчера, сегодня, а может, три дня назад. Местные называют это "тюремной амнезией" – так о своих буднях рассказала сама Саша Скочиленко в письме из СИЗО.
Сейчас она практически лишена возможности видеть своих близких и общается с ними по переписке. По словам Субботиной, ей как свидетелю отказывают в праве на свидания и звонки. Обычно она отправляет Саше два письма в неделю, ответ идет около трех дней.
"Я много читаю, рисую, отвечаю на письма, иногда слушаю джаз, а иной раз приходится слушать танцевальную попсу, которую любит моя соседка, – пишет Скочиленко из СИЗО. – Много думаю о возможном будущем, о войне, о своей возлюбленной, своих друзьях и кошках. Поддерживают воспоминания и мечты о моей второй половинке – Соне, бесконечные письма друзей, знакомых и незнакомых, общественный резонанс, понимание того, что обо мне помнят, меня любят и ждут, известия о публикации моих книг комиксов или выставках моих рисунков и, конечно, осознание того, что я стала женщиной года по версии BBC. До сих пор не могу в это поверить".
"Совесть со мной – пожизненно": что происходит с Сашей Скочиленко в суде
Совсем недавно следствие закончилось, и дело Скочиленко передали в суд. Первое заседание по существу прошло 20 января 2023 года, второе назначили на 15 февраля – с интервалом почти в месяц. Интересы Саши в суде представляют адвокаты Яна Неповиннова, Дмитрий Герасимов, Юрий Новолодский и Маргарита Кислякова. Сторона защиты пыталась получить разъяснения по содержанию обвинения, ходатайствовала о возвращении обвинения на доработку и изменении меры пресечения на домашний арест. Разъяснения прокурор отказался давать. Ходатайства не были удовлетворены.
"Если опустить все бессмысленные бумажки на несколько томов, не относящиеся к делу, то остаются лишь показания пенсионерки, которая обнаружила Сашин ценник, показания различных военнослужащих, которые считают, что "Путин не может лгать, так как Россия демократическая страна, поэтому врет Скочиленко" и "раз в нашей части не отправляли срочников в Украину, значит, Скочиленко врет" и так далее. А также никудышная экспертиза, в которой так называемые эксперты вышли за пределы своих полномочий и посчитали, что информация на ценниках ложная. Хотя им нужно было на другие вопросы давать свои экспертные ответы", – рассказывает о заседаниях адвокат Яна Неповиннова.
В суде Саша давала показания, а также отвечала на вопросы защиты. Отвечать на вопросы обвинения она отказалась — потому что, по ее словам, "обвинитель не заинтересован в установлении истины".
"Саша признает объективную сторону преступления: она была в том магазине, и именно она разложила эти бумажки. Но Саша категорически отрицает субъективную сторону, то есть то, что она заведомо распространила недостоверную информацию о вооруженных силах. В подтверждение ее слов – десятки и сотни иностранных и российских источников информации, а у следствия лишь пару строк на официальном сайте Минобороны РФ. Все Сашины тезисы можно легко проверить на достоверность, но нам это и не обязательно. Ведь дело в ее умысле. На момент распространения информации Саша была убеждена, что это правда. Вот что главное. Обратное невозможно доказать", – объясняет Неповиннова.
На заседании 15 февраля прокуратура будет "предъявлять письменные доказательства" и допросит свидетеля (какого именно, пока неизвестно). Еще два заседания назначены на 17 и 27 февраля.
"Наша цель – оправдательный приговор, – говорит адвокат Неповиннова. – Иного и не может быть в цивилизованной стране. Но все мы понимаем перспективы и обстоятельства. Я не сомневаюсь в том, что гособвинитель будет просить максимальный срок наказания".
Саша Скочиленко об участии в акции не жалеет. Она рассматривает свой поступок как послание миру о том, что не все русские поддерживают насилие, а также как напоминание людям: они не одиноки в своих пацифистских убеждениях и не должны сдаваться.
"Может случиться и чудо – меня оправдают. Ведь случилось же такое с Юлей Цветковой, почему со мной не может? Конечно, страшно, когда я думаю о приговоре – не хотела бы на несколько лет разлучиться с близкими и потерять возможность играть музыку. Но если это моя судьба, мне придется встретить ее стойко. Я могла бы признать вину и получить гарантированный штраф или условку, но я лучше отсижу, чем пойду на сделку со своей совестью. Из тюрьмы я выйду рано или поздно, а вот совесть со мной – пожизненно" – так о возможном приговоре размышляет сама Саша.
В июне 2022-го Международная правозащитная организация Amnesty International признала Скочиленко узницей совести и потребовала ее немедленного освобождения. "Ее уголовное преследование должно быть прекращено, а репрессивная статья 207.3 Уголовного кодекса – отменена", – говорится в заявлении организации.
"Горизонт планирования очень узкий. Я на будущее ничего не загадываю, но, конечно, я думаю о том, какой будет приговор. И пока статистика достаточно плохая – Яшина, Горинова посадили на много лет. Из Вологды мужчину знаю, его посадили на три года. У них именно вторая часть этой статьи, как и у Саши: мотивы вражды и ненависти политической. С другой стороны, Саша даже не политик и даже не активистка, она художница, и я надеюсь, все-таки будет мягкий приговор, не связанный с лишением свободы. Но мы ничего не знаем и делаем все возможное, чтобы продолжать", – говорит Софья Субботина.