Ссылки

Новость часа

Украинские блогеры призывали заканчивать войну "все равно как" после ударов по "Охматдету". Согласны ли украинцы на мир на любых условиях?


Восьмого июля, в первые же часы после удара по детской больнице "Охматдет" у некоторых украинских блогеров стали появляться публикации с общим посылом: давайте заканчивать эту войну.

Как украинские блогеры и ЛОМы отреагировали на ракетный удар по "Охматдету"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:26 0:00

"Не такой ценой", "должен быть другой путь" и "мы не справляемся". В день массированного удара по Украине посты и сториз с такими нарративами стали массово появляться в аккаунтах украинских блогеров. Кадры разрушенной детской больницы "Охматдет" и фото маленьких пациентов тогда мгновенно заполонили соцсети.

Снимки с места трагедии запостила и украинская лайфстайл-блогерка Юлия Верба. На аудиторию в 1,6 млн подписчиков Юля обвиняет Россию в ударе, горюет о смертях людей. А потом, как бы к слову, добавляет: Украину обворовывает ее же власть. Как именно это связано с российским ударом по "Охматдету" и жилым домам, Юлия не уточняет.

"Мир видит и ничего не делает. Нашу страну обворовывает наша же власть. Гибнут детишки и люди. Этому миру точно конец, когда есть те, кто это делает и те, кто с этим ничего не делает", – пишет она в своем Instagram.

Другая блогерка с миллионом подписчиков, Владислава Роговенко, написала откровеннее – что ненавидит власть и России, и Украины, а также назвала Зеленского "клоуном, который должен ехать и договариваться".

Ее коллега Ева Коршик также пишет, что злится на россиян, а потом добавляет: "Должен быть другой путь, разве не видно, что мы, с**а, не справляемся? Нужно быть хитрее".

И вот почти слово в слово – что нужно быть хитрее и что мы не справляемся – говорит блогер Александр Волошин, на которого подписано чуть больше миллиона человек.

"Давайте будем откровенны, не вывозим. И будут страдать очень много людей, и будут умирать многие за то, что мы не вывезем, – вещает он в соцсети Х. – Надо быть хитрее в этой всей игре. Надо сыграть по их правилам, а потом чтобы они в один момент [сильно удивились], что вообще-то это они сыграли по нашим правилам".

В прошлом владелица салона красоты, а теперь коуч и гештальт-терапевтка для своих более чем двухсот тысяч подписчиков Мила Бараева пишет, что войну нужно прекратить как можно скорее и уже все равно как.

"Это просто невозможно выдерживать. Прекратите уже это наконец, мне по*** как, лишь бы дети больше не умирали от ваших е***тых политических игрищ!" – пишет она.

Еще одна из популярных блогерок, Настя Умка, с 610 тысячами подписчиков, в тот день записала целую серию сториз.

"Мне кажется, что все уже так за***лись, и никому не нужны границы 91-го года. Уже все люди хотят мир, спокойствие и просто жить. Жить", – такова их основная мысль.

При этом никто из этих людей не является экспертом в политике или истории и не разбирается в военном деле. Но сотни тысяч подписчиков могут доверять и прислушиваться к мнениям этих людей – так работает сфера блогинга. Поэтому этих людей называют ЛОМами – лидерами общественного мнения – и инфлюенсерами. То есть буквально "тот, кто влияет".

Может ли этот сложившийся хор голосов быть простым совпадением, прокомментировал руководитель украинского Центра противодействия дезинформации Андрей Коваленко.

"Есть ли здесь российское финансирование некоторых инфлюенсеров? Это должны разбираться спецслужбы напрямую. Я же могу сказать из того, что нам известно сейчас, что некоторые инфлюенсеры выступили в роли "полезных идиотов". Они стали жертвами вброса, который начался с россиян, что война может быстро завершиться, – уверен он. – Они просто необразованные люди, к сожалению. И некоторые из них фактически на эмоциях выдали видео, которые мы все увидели. Другие блогеры увидели, что одни выдают, – и давай поддерживать тренд, так сказать. Образовавшийся тренд. Россия параллельно с этим, видя, что включились определенные инфлюенсеры, активно вбрасывала через TikTok картинки о необходимости переговоров, необходимости мира и максимально масштабировала все эти истории".

Одна из блогерок, которую подписчики обвинили в подыгрывании российской пропаганде, в оправдание записала новую порцию сториз. В какой-то момент она сказала, что не будет больше комментировать эту тему, чтобы "к ней не прибежала СБУ". А потом неожиданно дала полезный совет: следить за тем, на кого вы подписаны, анализировать то, что слышите, и иметь свою голову на плечах.

Как меняется общественное мнение в Украине после ракетных ударов и какой процент украинцев поддерживает идею мирных переговоров с Россией – в эфире Настоящего Времени озвучил украинский социолог, исполнительный директор Киевского международного института социологии Антон Грушецкий.

Социолог Антон Грушецкий – о том, поддерживают ли украинцы идею мирных переговоров
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:22 0:00

По словам эксперта, в Украине действительно растет процент тех, кто готов к переговорам в целом, без уступок. Если год назад к этому были готовы 30% украинцев, сейчас это немного более 50%.

"Но если мы задаем вопрос – готовы ли украинцы к миру на любых условиях, то, конечно, абсолютное большинство говорит "нет", – уверяет социолог. – Да, украинцы очень гибкие, они готовы обсуждать некоторые варианты и сценарии, но любой из этих сценариев должен включать гарантии безопасности Украины. То есть в данном случае есть некоторые манипулирования и данными опросов, и общественным мнением, утверждая, что украинцы готовы к переговорам, а это значит, что они готовы к миру на любых условиях".

Вместе с тем, по словам Антона Грушецкого, мнения и позиции инфлюенсеров или блогеров не отражают мнение большинства украинцев.

"Конечно же, они влияют, но они влияют не на такой большой сегмент украинцев, и нужно разбираться: или это действительно такие "полезные идиоты", или это все-таки деятельность российских спецслужб", – говорит он.

Что касается связи между ракетными ударами по Украине и готовности к переговорам о мире, социолог отметил, что эта связь – обратно пропорциональная.

"Мы проводили эксперимент сразу после первых массированных ударов по энергетической инфраструктуре осенью 2022 года и видели результаты, что, наоборот, украинцы становились злее, и еще более цементировалось отрицательное отношение к России и понимание, что Россия – это враг, – говорит он. – Такие действия вызывают скорее отторжение, понимание, что с Россией вообще очень сложно вести переговоры и очень сложно о чем-то договариваться".

Поэтому, по словам социолога, требование номер один украинцев – это гарантии безопасности. То есть мир на любых условиях – не подходит.

"В данном случае нет смысла откладывать на будущее освобождение территорий, если в то же время нам не предлагают вариантов, например, размещения военных баз западных союзников в Украине, или членство Украины в НАТО, или все-таки бесперебойное и достаточное предоставление вооружений", – говорит он.

Кроме того, эксперт отметил важную деталь: много блогеров и лидеров общественного мнения после обстрела проявили себя очень положительно: собирали деньги, помогали, показывали всему миру террористическую суть России и российских граждан.

"Поэтому в данном случае нужно понимать, что все-таки идет процесс взросления наших социальных сетей. Будем надеяться, что самосознание будет все-таки возрастать и дальше", – отмечает Антон Грушецкий.

XS
SM
MD
LG