Российский оппозиционный политик, соратница Алексея Навального Любовь Соболь в эфире Настоящего Времени назвала события в Украине "ужасающими и трагическими" и призвала российских матерей, чьи сыновья отправлены воевать в соседнюю страну, не молчать – выходить на улицы или хотя бы писать, публично заявлять о своей позиции, выступать против войны: "Путину ваши сыновья не нужны, для него это расходный материал".
— Любовь, как вы восприняли, когда узнали об этом [вторжении России]?
— Наверное, какое-то шоковое состояние, как у любого адекватного человека. Невозможно уложить у себя в голове мысль о том, что Россия воюет с Украиной, что сейчас идут атаки, в том числе на мирное население. Эта война не нужна никому, она не нужна ни россиянам, ни украинцам, она нужна одному человеку – Путину. И сейчас молодые ребята, как я понимаю по сообщениям СМИ, в том числе срочники, 19-20 лет, идут убивать и умирать на эту войну за дворцы Путина. Конечно, я не нахожу себе места. Я вчера вела сама прямой эфир, пишу в своих социальных сетях, высказываюсь, не молчу, делаю все возможное для того, чтобы противодействовать, насколько может это сделать каждый человек сейчас, тем безумным действиям, которые творит Путин. Я видела сейчас его заявление, где он назвал власти Украины наркоманами, какими-то неонацистами, и я хотела бы, конечно, сказать, что в отличие от России в Украине люди выбирали президента на конкурентных выборах, и не Путину называть президента этой страны наркоманом. Сами украинцы должны решить, кто у них будет президентом, какая будет у них власть. Ни Путин, ни какой-нибудь другой человек со стороны не должен влиять на судьбу украинского народа. Сами украинцы должны определять, кто у них будет во власти, как будет развиваться их страна, что они будут делать.
Сейчас Путин единолично пытается перекроить карту Европы, отодвинуть границы России на запад, и делает это он самыми кровавыми способами. Конечно, у меня не было никаких наивных ожиданий от действий Путина, Путин – это убийца, человек, который применяет химическое оружие, который пытался убить Навального с применением химического оружия. Но, конечно, я, наверное, как и большинство адекватных людей не ожидала, что будет развернут именно такой самый жестокий, самый кровавый сценарий с вторжением в Киев. Никакой веры словам Путина, конечно, давно уже нет, но он же что говорил: "Донецкая и Луганская область", – но аппетит приходит во время еды. И сейчас, если мы посмотрим на российскую пропаганду, то идут уже разговоры о странах Балтии, и это все ужасает, я думаю, сейчас буквально весь мир и меня как россиянку в том числе.
— Вы сейчас говорили про речь Путина. Вы верите, что после такой речи Путин сядет за стол переговоров с руководством Украины?
— Мне трудно предположить, что сделает дальше этот обезумевший от безнаказанности дед. Мы не можем с вами предположить его дальнейшие действия. Я сомневаюсь, что Путин, конечно, остановится сейчас. Я думаю, он будет продолжать дальше это военное преступное вторжение в соседнюю с Россией страну Украину, в другое государство. Путин врет как дышит. То есть когда Путин открывает рот, он врет. Он нам, россиянам, рассказывает о том, что все должно быть в рамках закона, а потом строит себе дворцы за 100 миллиардов рублей, а потом разгоняет мирные акции протеста, а потом пытается убить Навального. Путин постоянно врет. И сейчас в каждом слове в этом обращении он врал россиянам, он говорил о том, что там якобы неонацисты воюют против мирного населения и так далее, что кровь на их руках. Это абсолютная неправда.
До вторжения России в Украину, до вторжения путинских войск в Украину там не было пролито крови, там не было убийств мирного населения в Киеве, там люди жили обычной жизнью. Я не так давно была в Киеве и я видела, что абсолютно нормальный город, абсолютно нормальная страна, отличные счастливые свободолюбивые украинцы, которые живут мирной жизнью, ходят в кафе, прекрасно себя чувствуют – никакого засилия неонацистов и наркоманов во власти, как говорит Путин, конечно, в Украине нет. Это все прикрытие для его преступных кровожадных действий, для его ужасных геополитических игрищ, которые сказываются и будут сказываться еще долго на всей нашей стране. Мне трудно подобрать какие-то цензурные адекватные слова, потому что все мы с вами сейчас наблюдаем за этим ужасом, за людьми, которые прячутся в метро, в бомбоубежищах, за детьми, которые сидят в подвалах и прячутся от бомб. Мы видим российские танки, российскую технику, которая ездит по территории другой страны и стреляет. Оправдания этому никакого нет.
Я против войны, я против Путина, я считаю, что каждый адекватный россиянин должен сейчас не молчать, говорить об этом публично. Если есть социальные сети – заявлять о своем антивоенном протесте там, разговаривать со своими знакомыми, прорывать ту информационную блокаду, которую сейчас устраивает российская пропаганда. Они же что говорят: что есть некое контрнаступление, что якобы это защитные действия. И с позиции такой некой жертвы Путин ведет полномасштабную атакующую войну.
— Как вам кажется, кто и что может его остановить?
— Я думаю, что сейчас трудно ответить на этот вопрос любому человеку. Сейчас весь мир задается этим вопросом: как сделать так, чтобы эта война прекратилась, чтобы этот ужас, который сейчас творится, прямо сейчас на наших с вами глазах, прекратился как можно быстрее. Мне трудно ответить на этот вопрос. Я считаю, долг каждого человека сейчас – делать все от них зависящее, если это политик, то высказывать свою точку зрения, если это журналист – освещать события адекватно, максимально объективно, не ведясь на ту пропаганду, которая дается со стороны министерства обороны Российской Федерации. Они же что заявляют? Что якобы погибших нет, что нет никаких потерь со стороны российской армии. Что же тогда за видео российских военнослужащих, которые массово публикуются сейчас в интернете, где люди на камеру признаются, что они из Нижнего Новгорода, из Кемеровской области? Это что, фейки? Это что, нереальные люди?
Я, конечно, хотела бы обратиться ко всем матерям, сыновья которых сейчас призваны в войсковые части на воинскую службу. Я хотела бы, чтобы они не молчали и тоже защищали своих сыновей. Путину ваши сыновья не нужны, для него это расходный материал. Вам они нужны, это ваши дети, их жизни невозможно будет восстановить, чем-то заменить, никакими деньгами, ничем. Сопротивляйтесь. Можете выходить с пикетом – выходите с пикетом, не можете – пишите, говорите, главное сейчас – не молчать, использовать все возможные инструменты для того, чтобы остановить эту войну с соседней страной.