Ссылки

Новость часа

"Сказали: не надо было идти к репортерам". Осужденный в Казахстане за незаконное пересечение границы узбекистанец не смог оспорить приговор


Узбекистанец Ильдар Бикчуркин, осужденный в Казахстане за незаконное пересечение границы, оспаривает приговор
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:00 0:00

Узбекистанец Ильдар Бикчуркин, осужденный в Казахстане за незаконное пересечение границы, оспаривает приговор

Гражданин Узбекистана Ильдар Бикчуркин, осужденный в Казахстане на полгода колонии за незаконное пересечение границы, 10 апреля оспаривал решение суда, считая наказание слишком суровым. Суд оставил приговор по его делу в силе. Но уже в ходе апелляции Бикчуркин узнал, что в материалах его дела отсутствуют важные улики, а именно видео его задержания на границе. А следователь, по словам Бичуркина, заявил ему, что его суровый приговор был связан с тем, что он обратился к журналистам: если бы его история не стала публичной, наказание могло быть гораздо легче.

Телеканал "Настоящее Время" уже рассказывал историю узбекистанского трудового мигранта Ильдара Бикчуркина:

Узбекистанец много месяцев живет в Казахстане без паспорта: документы у него отобрали казахстанские пограничники
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:18 0:00

Осенью 2023 года он отправился из Казахстана в российский Омск в обход пограничных пунктов. В России мигранта задержали российские силовики и депортировали обратно в Узбекистан. Путь на родину из России в Узбекистан лежал через Казахстан. Поэтому после въезда в Казахстан Ильдар сам подошел к казахстанским пограничникам, чтобы спросить: как ему быть без штампа "выбыл" в паспорте?

После этих слов узбекистанца задержали прямо на пункте пропуска: забрали у него паспорт и обвинили его в незаконном пересечении границы. Без паспорта мужчина не мог уехать на родину и почти год жил в Казахстане нелегалом. После того, как он обратился к журналистам и рассказал свою историю, его арестовали, а вскоре и осудили на полгода колонии.

Хотя вину в незаконном пересечении государственной границы Казахстана узбекистанец признал, он пытался оспорить решение суда, так как считает наказание слишком суровым. Он подчеркивает, что у него не было намерения пересекать границу с Казахстаном.

"Меня подвели к этому пункту (КПП), и они (пограничники) утверждают, что я пытался пройти, хотя я не пытался пройти, – объясняет он. – Я просто пришел и сказал, что да, я вот нарушил закон, я пришел, примите явку с повинной. Они говорят: "Хорошо". А из дела оказывается, что у меня еще адвокат был на первом допросе, а его не было! И видеозаписи нет – первого допроса, где я говорю то, что вот я пришел, как явку с повинной, примите. Они меня просто в заблуждение ввели!"

Бикчуркин говорит, что в суде выяснилось, что в материалах дела нет видеозаписи его задержания на границе, которая бы могла доказать его версию. По словам узбекистанцы, сотрудники пограничной службы причину утери улики не называют, лишь констатируют, что записи нет.

"В данном случае никто не отрицает, что он нарушитель. Но, естественно, это не лишает его права на справедливое судебное разбирательство и, естественно, на справедливое вынесение решения по его делу", – настаивает Денис Дживага, глава Казахстанского бюро по правам человека. – Казахстан и казахстанское законодательство, и международные соглашения, конвенции, которые Казахстан подписал, как раз-таки дают право "качать" свои права не только гражданам Казахстана, но и иностранным гражданам".

После того как у Бикчуркина забрали на границе паспорт, он почти год вынужденно находился в Казахстане под подпиской о невыезде. Без паспорта у него не было возможности легального трудоустройства, ему не оказывали медицинскую помощь. О его деле, казалось, все забыли: о нем вспомнили лишь когда о ситуации Бикчуркина рассказало Настоящее Время. После выхода сюжета следователь неожиданно попросил суд арестовать мигранта (это ходатайство суд отклонил), а феврале павлодарский судья Оркен Абжапаров, который мог наказать Бикчуркина денежным штрафом, отправил его в колонию.

"Они мне говорили, ты ничего не добьешься, тебе уже дали реальный срок. Так что, короче, угомонись и сиди. Они меня просто взяли и посадили, – говорит узбекистанец. – И сказали, что не надо было обращаться к репортерам! Мне конкретно об этом сказал следователь перед судом. Сказал, что это потому, что ты предал дело всеобщей огласке, не надо было этого делать. Сказал, что из-за меня им досталось, ну, конкретно следователю досталось".

В Комитете нацбезопасности Казахстана эту версию Бикчуркина не подтверждают, но и не объясняют, почему следствие сдвинулось только после того, как дело мигранта получило огласку.


XS
SM
MD
LG