Корреспондент Настоящего Времени Жибек Бегалиева провела целый день с врачами скорой помощи в Бишкеке. Мы посмотрели, как они готовы принимать пациентов с коронавирусом и спросили их, как изменилась работа "скорой" из-за эпидемии. А также выяснили, чем, кроме COVID-19 болеют люди в столице Кыргызстана.
Машина скорой помощи едет по ухабистым дорогам бишкекских окраин на очередной вызов. Врач Вероника смотрит по карте адрес: находить дома в таких районах, сплошь состоящих из одноэтажной частной застройки – настоящий квест.
"Алкогольная интоксикация", – говорит она, получая от диспетчера справку о состоянии пациента.
Вызовы "на алкоголь" – типичная история для последних дней, когда в Бишкеке был введен режим чрезвычайной ситуации с принудительной изоляцией. К сожалению, говорит врач, люди, которые сидят в карантине, стали гораздо больше пить.
Нынешний пациент пил последние семь дней, но находится в сознании. Вероника проверяет его состояние: уровень сахара в крови, давление, и решает сделать инъекцию магнезии.
"Дмитрий, вы меня слышите?" – спрашивает она? Пациент молчит.
Попутно Вероника обязательно спрашивает всех пациентов, с кем они контактировали и выезжали ли они в последние две недели в неблагополучные районы с большим числом заболевших коронавирусом.
Так этот вызов изначально не был из разряда опасных, медики приехали в обычной экипировке: маски, одноразовые перчатки. Если же "скорую" вызывают к пациенту с подозрением на COVID-19, члены бригады обязательно надевают специальные защитные костюмы, респираторы и очки. Санитару Кутману такую экипировку пришлось надевать буквально на днях: именно его бригада перевозила пациента с подозрением на короновирус.
Вероника говорит, что короновируса не боится:
"Я на реанимации работаю, я всякое видела: падение самолета, революции. Мы адаптированы к таким ситуациям", – замечает она.
А вот врач станции скорой помощи Надежда Захарова высказывается более осторожно:
"Конечно родные переживают, следят за ситуацией . Но на то мы и медики, что понимаем что наша защита – в наших руках", – замечает она.
В целом скорая помощь в Бишкеке сейчас одна из самых обеспеченных медицинских служб. Здесь каждый день всем бригадам выдают все необходимое, в том числе и защитные костюмы, и пока средств индивидуальной защиты для медиков хватает.
"Был разговор, что ограничено количество масок. У нас в амбулатории дежурят сутки и по мере расходования они в амбулатории получают маски, перчатки, в том числе какие-то растворы", – говорит Искендер Шаяхметов главврач станции скорой помощи в Бишкеке.
Но врачи признаются, что пока никто не знает, что будет, когда в городе начнется пик заболеваний коронавирусом. Шаяхметов говорит, что самое страшное – не дефицит масок и костюмов, а именно нехватка врачей.
"Если вдруг инфекция выйдет из под контроля и будет резкий скачок, то у нас есть машины. Вопрос стоит только в медицинских работниках", – подчеркивает он.
Медиков на скорой помощи Бишкека не хватает уже сейчас. На станции должны работать более двухсот сотрудников, но около 80 ставок врачей и фельдшеров просто пустуют: мало кто хочет идти выполнять тяжелую и неблагодарную работу. Поэтому в момент пика эпидемии коронавируса спасать жителей Бишкека может оказаться просто некому.