Ссылки

Новость часа

"Атомные станции никогда не строились с учетом военных угроз". О безопасности ЗАЭС – эксперт по ядерной энергетике


Глава украинской разведки Кирилл Буданов заявил, что Россия завершила подготовку к организации теракта на Запорожской атомной электростанции. По его данным, российская армия разместила технику, начиненную взрывчаткой, возле четырех из шести энергоблоков станции. Кроме того, российские военные заминировали пруд-охладитель ЗАЭС. В случае его подрыва без охлаждения реакторы могут расплавиться в срок от 10 часов до 14 дней. План теракта на ЗАЭС, говорит Буданов, полностью разработан и утвержден.

Ситуацию на ЗАЭС прокомментировал представитель Совета нацбезопасности Белого Дома Джон Кирби. Он сказал, что США не видят признаков того, что Россия готова подорвать станцию или применить ядерное оружие.

Что сейчас происходит на Запорожской АЭС и действительно ли она в безопасности – рассказала эксперт по ядерной энергетике и безопасности Ольга Кошарная.

Эксперт рассказала, что сейчас происходит на Запорожской АЭС
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:14 0:00

Известно ли вам, остались ли украинские сотрудники на станции? Что они говорят о том, что там происходит?

– Конечно, украинские сотрудники остались на станции. Среди них те, кто не подписал контракт, но выходит на работу. Там порядка 200 сотрудников "Энергоатома", около 500 военных на промышленной площадке. Действительно, тентованные Уралы, КамАЗы, легкие бронетранспортеры, на которых написано "Ахмат – сила". То есть эти военные живут прямо в помещениях внутри охраняемого периметра.

Известно, что минирование было начато весной прошлого года, как только ЗАЭС была оккупирована. Кроме всего прочего, летом прошлого года стало известно о минировании бассейнов-разбрызгивателей, потому что, кроме пруд-охладителя, о котором заявил Буданов, есть еще бассейны-разбрызгиватели. Есть признаки минирования – это видели украинские сотрудники, которых сейчас не допускают к техническому осмотру. Это было в тот момент, когда они убили украинского водолаза, который не хотел выполнять их требования, летом 2022 года.

Также оборудованы огневые позиции для снайперов на всех крышах реакторных отделений. 12 апреля этого года около четвертого энергоблока произошла случайная детонация мины. Тогда были выбиты все стекла в машинном зале. Об этом тоже есть свидетельства.

Кирби сказал достаточно расплывчато, что он не видит признаков, что эта угроза неминуемо будет реализована. Но это же можно по-разному трактовать. А российские СМИ трактуют это однозначно. То есть США – это враг, а сейчас они опираются на слова Кирби и трактуют их в свою пользу: "Вот видите, США не видит, что мы это собираемся делать. Наоборот, это делают украинские военные".

Например, пару недель назад в бассейнах-разбрызгивателях якобы нашли осколок снаряда. И сейчас по ЗАЭС ходит бумага, которая готовит сотрудников ЗАЭС к тому, что эти бассейны будут обстреливаться HIMARS. У них HIMARS – это какая-то навязчивая больная идея.

Что это за бассейны?

– Это бассейны-разбрызгиватели, так называемые спринклеры. Вода разбрызгивается для охлаждения. Представьте: такие фонтаны, которые разбрызгивают воду мелкими брызгами. Из них тоже берется вода для охлаждения, а они уже пополняются из бассейна-охладителя. Там система: шесть бассейнов-разбрызгивателей, предназначенных для первого и четвертого энергоблоков, а другие шесть – для пятого и шестого.

Я думаю, что вначале они что-то повредят на тех блоках, которые дольше всего охлаждаются, на которых остаточного тепловыделения меньше, и будут смотреть за реакцией. Потом будут повышать градус эскалации. Пятый энергоблок, как известно, в горячем останове – это такое состояние, когда его можно очень быстро вывести на минимально контролируемую мощность. И тогда состав радионуклидов в активной зоне меняется. И в случае тяжелой аварии радиационные последствия будут гораздо серьезнее, чем если бы расплавилось ядерное топливо внутри реактора в холодном останове, например, первого блока.

Атомные станции строят так, чтобы они выдерживали взрыв извне или это не так? Станцию можно подорвать взрывчаткой?

– Во-первых, атомные станции никогда не строились с учетом военных угроз и взрывов. Прочность герметичной оболочки сверху реакторного отделения у новых строящихся станций рассчитана на падение легкого самолета, на землетрясения, на наводнения. Но никогда не учитывался военный фактор. Это первое.

Второе. Расплавление активной зоны с выбросом радиоактивности случилось, например, на Фукусиме, когда вода не подавалась для охлаждения ядерных реакторов и бассейнов выдержки отработавшего топлива. В результате началось расплавление, выделение большого количества водорода и произошел не ядерный взрыв, как некоторые журналисты пишут, а взрыв водорода, потому что 4 процента водорода в объеме воздуха – это взрывоопасная смесь. И это вынесло радиоактивность наружу.

Есть инструменты моделирования радионуклидов на разные ситуации в случаях радиационного инцидента, в зависимости от погодных условий и других вещей. В частности, профессор Иван Ковалец, который принимал активное участие во внедрении европейской системы RODOS в Украине, написал, что если бы все реакторы были в холодном останове, то наихудший сценарий – это зона эвакуации в 20 километров.

В прошлом году моделировали на работающий реактор, который производит электроэнергию. Тогда, конечно, последствия были очень серьезные – на большую территорию. В зависимости от направления ветра захватывало и Россию – Краснодарский край, а в некоторых сценариях захватывало Болгарию, Турцию и так далее.

Человечество впервые столкнулось с этой проблемой, потому что дополнительный протокол – протокол I к Женевским конвенциям 1977 года пишет о правилах ведения войны, что нельзя вести боевые действия рядом с плотинами и объектами, содержащими опасные силы, – то есть атомными станциями. Поэтому человечество столкнулось с этим впервые.

А сейчас станция не заглушена? Реакторы активны?

– Реакторы не производят электроэнергию. Есть два состояния. Пять реакторов охладили, они требуют постоянного охлаждения, потому что цепной ядерной реакции нет, но есть остаточное тепловыделение, поэтому требуется охлаждение корпуса реактора во втором контуре. Первый контур – это охлаждается активная зона в 70 процентов. А пятый энергоблок они специально держат. Там температура 275 градусов – теплоноситель первого контура. Держат его для того, чтобы вывести его на минимально контролируемую мощность. И даже 1 процент изменяет состав радионуклидов в случае тяжелой аварии с выбросами. Они это специально делают для шантажа.

Электроэнергию не производят с сентября 2022 года, а наоборот, потребляют из объединенной энергосистемы Украины для работы насосов, систем безопасности и так далее. Единая линия в 750 кВ уже семь раз была разрушена, и тогда переходили на дизельгенератор. Это единственная линия.

Россия не пускает на рабочие места сотрудников Запорожской АЭС, которые отказались от паспортов РФ и не подписали контракты с Росатомом
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:40 0:00

XS
SM
MD
LG