В белорусском Волковыске милиция пришла на курсы белорусского языка "Мова Нанова". Около 30 человек доставили в местное РОВД, позже всех отпустили.
Глеб Лабадзенка, директор курсов "Мова Нанова", рассказал Настоящему Времени, чем белорусской полиции не угодили уроки белорусского языка и увеличили ли протесты последнего года интерес к курсам:
— Что вчера произошло? Были ли раньше такие облавы на посетителей курсов?
— Курсы "Мова Нанова" действуют уже семь лет в более чем 15 городах Беларуси. И вчера в Волковыске произошло ЧП для нас, потому что впервые на курсы не просто пришла милиция – они пригнали автобус, перекрыли улицу. Лично начальник отдела милиции руководил этой спецоперацией, они погрузили всех слушателей курса и преподавателей в автобус, привезли в отделение милиции, посадили в актовый зал, и там они провели около часа. Это впервые на курсах, хоть милиция приходит уже не в первый раз. На региональных курсах уже было несколько случаев, когда приходила милиция и говорила, что поступил сигнал, что здесь какая-то оппозиционная сходка и им надо разобраться.
— То, что эти курсы навещают правоохранительные органы, – это случайность или уже закономерность, что милиция интересуется такими мероприятиями именно сейчас?
— Я себя тешу такой мыслью, что это закономерность, что им очень хочется учить белорусский язык, они понимают, что скоро в новой Беларуси он им очень сильно пригодится. А поскольку у нас курсы не только языка, но и истории культуры, то, конечно, особенно для милиционеров было бы очень полезно побыть на курсах.
Но если говорить про время, которое сейчас происходит, конечно, у нас через несколько дней главный праздник – День Воли. Это день независимости Беларуси, 103 года назад была объявлена независимость. И, конечно, это паранойя перед Днем Воли. Они ищут любые собрания людей, наверное, думают, что люди там что-то замышляют.
— Курсы называются "Мова Нанова". Объясните, пожалуйста, обсуждаются ли какие-то политические аспекты на этих курсах? Кто их посещает, кроме правоохранительных органов?
— Наши курсы посещают около 500 человек. Вы знаете, мы всегда говорили, что мы без политики, но последние полгода у нас в жизни не осталось сфер без политики. Можно вывесить майку на балкон и попасть на 15 суток. Получается, что политика попала уже даже в твою квартиру, на твой балкон без твоего согласия.
Я вчера ехал и видел, как милиционеры с удочкой снимают с дерева красно-белые ленточки. Я даже детям сказал: "Если вы будете плохо учиться в школе, вы пойдете работать в милицию и будете снимать красно-белые ленточки".
Я не знаю, что у нас вообще без политики, но на курсах мы не говорим про политику как про таковую.
— На вашем сайте написано, что из-за COVID-19 большинство занятий сейчас приостановлено и что количество посетителей значительно сократилось из-за событий в стране. Получается, что даже на языковые курсы ходить небезопасно?
— Вы знаете, все-таки коронавирус был первой причиной, по которой мы перешли в онлайн. Курсы продолжают действовать во всех городах, где они действовали, только в большинстве городов они сейчас идут в зуме в интернете. У нас в четырех городах остались живые курсы. Всегда преподаватели сами принимают решение – делать им онлайн или делать вживую, потому что многие переболели, у многих есть иммунитет, кто-то не верит в коронавирус и так далее. Поэтому первой причиной, конечно, был коронавирус. Но сейчас понимаю, что Волковысское РОВД сделало нам такую хорошую бесплатную рекламу, наверное, сейчас количество посетителей увеличится все-таки.
— Кроме этой рекламы, как вы считаете, в связи с событиями в Беларуси увеличился ли интерес самих белорусов к белорусскому языку?
— Да, в последние месяцы мы наблюдаем очень приятное для нас явление – это низовой интерес к белорусскому языку, к культуре. Например, нам приходит много запросов от таких местных сообществ, от местных чатов про то, что они уже посмотрели наш сайт, они посмотрели наши телепрограммы и им хочется учить белорусский язык. Мы им присылаем какие-то материалы, мы по зуму выходим на видеосвязь. Это очень приятно.
Например, две недели назад к нам обратились медики, а вы знаете, что на врачей у нас происходит очень большое давление сейчас, и вот они на волне всего этого, или просто потому что время такое, пришли к тому, что они хотят учить белорусский язык. Мы помогли им организовать группу специально для медиков, где они учат свою специальную лексику.
— Вы говорите, что в том числе из-за коронавируса больше переходите в онлайн, но почему вчера состоялись курсы в Волковыске не онлайн?
— Я сказал, что в четырех городах курсы продолжаются в реальной жизни, в том числе в Волковыске. Дело в том, что Волковыск у нас открылся не так давно – около Нового года только открылись курсы. И там очень энергичные преподаватели. Мы тоже говорили: "Взвесьте все – быть в реале или быть в онлайн". Но вы знаете, туда ходит более 30 человек, мы соблюдаем масочный режим и так далее. И там у людей большой подъем, им очень хочется это все учить. И мы не можем запретить им ходить на курсы вживую.