Московские суды 13 июня начали рассматривать административные дела участников марша в поддержку Ивана Голунова, который прошел 12 июня в Москве. Но решение было вынесено только по одному из пятерых человек, которые накануне были оставлены на ночь в ОВД. Еще двое фигурантов воспользовались правовыми нестыковками в КОАП и своим правом не называть своего имени. Телеканал "Настоящее Время" наблюдал за тем, как это было.
Дело Стеблина
Вячеслав Стеблин оказался единственным из пятерых, чье дело было рассмотрено. Судья Таганского суда приговорила его к штрафу в 150 тысяч рублей, признав виновным по части 8 статьи 20.2 КОАП (повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Первый раз Стеблина осудили по той же статье за участие в акции "Он нам не царь", которая прошла в мае 2018 года.
Журналист Илья Азар предложил в фейсбуке собрать деньги Стеблину на оплату штрафа:
В разговоре с телеканалом "Настоящее Время" Стеблин отметил, что судья у него была "матерая". Вячеслава доставили в суд неожиданно для его и его защиты, и судья, воспользовавшись этим, провела процесс без адвоката, тем самым нарушив право Стеблина на защиту. Но при этом сделала так, что отказ не прозвучал напрямую.
"После того как я заявил ходатайство о допуске защитника, судья спросила, сколько будет ехать адвокат. Я ответил, что 30 минут, – рассказал Стеблин. – После чего вопрос просто повис в воздухе. Дальше судья сразу начала спрашивать, что я делал на марше".
"Вячеслав сообщил судье, что ходатайствует о моем допуске как защитника, но судья отказала и отказалась меня ждать. Он сказал, что это нарушает его права на защиту, но она жестко отказала и провела заседание буквально за пять минут", – рассказала правозащитница Екатерина Рыжова, которая должна была представлять интересы Стеблина. Она и ее клиент собираются обжаловать приговор.
Дело Арчагова
Сегодня же Савеловский суд должен был рассмотреть дело Александра Арчагова. Он был оставлен на ночь в ОВД "Сокол", потому что принципиально отказался назвать свое имя сотрудникам полиции, а паспорта у него с собой не было. В итоге полицейские просто не смогли составить на задержанного протокол.
Кроме того, Арчагов отказался сдать отпечатки пальцев, несмотря на том, что сотрудники ОВД пытались заставить его это сделать, запугивая тем, что если он откажется, его оставят в ОВД на 48 часов. По российскому законодательству, это максимальный срок задержания без санкции суда. К Арчагову также не пускали адвоката.
Александр всю ночь вел прямой эфир на своей страничке в фейсбуке, называя это "экспериментом". "Цель эксперимента: посмотреть что система будет делать с человеком, который ничего не нарушает, просто в неё не вписывается?" – написал активист.
В районе трех часов дня 13 июня Арчагова доставили в Савеловский суд, где предъявили обвинения по статье 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции". При этом в документах полицейских он по-прежнему проходил как "неустановленное лицо". Позже выяснилось, что Арчагов – член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. А соответственно, его могут задержать только после санкции прокурора.
В результате суд не стал рассматривать дело Арчагова и вернул его в полицию из-за многочисленных нарушений. Сейчас Александра снова доставили в ОВД Сокол, где на него составили уже два протокола: один по старой статье, а один по ч.6 ст. 20.2 – "создание помех движению пешеходов".
Дело Низова
Тверской суд также вернул в полицию административное дело гражданина Украины Владимира Низова, аспиранта факультета права Высшей школы экономики. Как рассказала Настоящему Времени его защитник Ирина Яценко, суд отказывался рассматривать его дважды из-за правовой коллизии, которая существует в российском КОАП.
После того, как Алексей Навальный начал массово выводить своих сторонников на несогласованные митинги в центр Москвы, Тверской суд (он расположен в районе, где проходило большинство митингов) перестал справляться с огромным количеством рассматриваемых дел. После этого в КОАП была принята поправка, что российские суды могут рассматривать административные дела не по месту совершения правонарушения, а по месту их выявления.
"Полиция считает, что правонарушение выявляется в ОВД, – пояснила Яценко. – Но когда 13 июня дело Низова привезли в Головинский суд (по месту нахождения ОВД), там посмотрели на него и отправили в Тверской, то есть по месту совершения. Но Тверской тоже от него отказался".
"И так как оба суда отказались рассматривать дело, а задержание прекращается в момент, когда человека увозят из ОВД (о чем есть запись в протоколе "задержание прекращено в такой-то момент", то я просто взяла Низова за ручку и вывела его из суда, – заметила юрист. – Хотя сотрудник полиции в штатском и попытался мне помешать".
"Но у них было две попытки, чего им еще нужно?" – замечает адвокат по поводу судов. По ее словам, сейчас Низов находится дома. Сотрудник суда некоторое время шел за ним, уговаривая ознакомиться с делом, но так и не смог добиться своего.
*****
Марш в поддержку журналиста Ивана Голунова и против фальсификации уголовных дел силовиками прошел в Москве 12 июня.
Власти Москвы отказались согласовать акцию, а полиция перекрыла улицы и начала задерживать людей, в основном тех, на ком были футболки в поддержку Голунова или кто держал в руках плакаты в поддержку журналиста. За несколько часов были задержаны более 550 человек, на часть из них завели административные дела за создание помех движению транспорта.