Рижская дума на внеочередном заседании 13 мая приняла решение о демонтаже памятника советским воинам в парке Победы. Депутаты также поручили департаменту городского развития Рижской думы, департаменту имущества Рижской думы и муниципальной полиции оказать необходимую поддержку Рижскому агентству памятников при выполнении этого решения. За снос памятника проголосовали 39 депутатов, против – лишь 13. Ранее парламент Латвии также принял решение выйти из договора с Россией о сохранности военных мемориалов – это снимает последние юридические препятствия для сноса памятника советским воинам в Риге.
После развала СССР памятник стал в Латвии одним из самых больших причин для раздора. Для одной части населения, в первую очередь русскоязычных, это был символ победы СССР во Второй мировой войне: именно у этого памятника традиционно собирались ветераны 9 мая и проводились пророссийские мероприятия. Для другой же части населения это был символ советской оккупации. Лишним поводом не любить монумент для них стало еще и то, как его строили и открывали в 1985 году. Деньги на строительство памятника собирали у местных жителей: у рабочих с каждой зарплаты забирали один рубль.
Сегодня, спустя почти 40 лет, жители Латвии снова скинулись на памятник, только теперь на снос монумента – всего за сутки на это удалось собрать большее 200 тысяч евро. Деньги потратят на демонтаж и вывоз обломков.
И президент, и премьер Латвии решение о сносе памятника поддерживают, особенно после того, как Россия начала войну в Украине.
"Люди, которые идут к памятнику оккупации, не понимают, в какой стране они живут и в каком веке они живут. Эти люди физически находятся в Латвии, но ментально они находятся в русском мире, – считает президент Латвии Эгилс Левитс. – Мире, который мыслит категориями прошлого века. Всем латвийским патриотам, независимо от национальности, надо громко и четко сказать, что нам важны свобода и сила закона, латвийские и общеевропейские ценности. Мы вместе с Украиной, а не с российским агрессором!"
Местная партия "Русский союз Латвии" призвала выйти на протесты из-за сноса памятника. В своем видеообращении один из лидеров этой партии Мирослав Митрофанов, депутат Рижской думы, использовал риторику, схожую с аргументами Владимира Путина ,– о националистах во власти, которые "угрожают русским людям".
"Правящие в Латвии националисты уже торжествуют. Под прикрытием войны на Украине они делают то, о чем мечтали десятилетиями: отнимают у своих русскоязычных сограждан праздник Победы и ищут способы, как уничтожить памятник освободителям, – заявил Митрофанов. – Это делается намеренно, чтобы наказать местных русских! Не потому что мы в чем-то виноваты, а потому что националисты – это власть, которая вправе отнимать и запрещать".
У многих представителей власти и журналистов есть опасения, что снос памятника действительно вызовет массовые протесты местного русского населения.
"Нужно проявлять максимум мудрости и сдержанности. Этот памятник стоял 30 последних лет. Всегда находились люди, которые выступали за его снос. Представители крайне правых сил даже предпринимали попытки его взрыва, – говорит журналист Александр Шунин. – Так что еще какое-то время он может постоять. Не надо сейчас раскачивать, не надо добавлять ненависти внутри латвийского общества".
Однако политолог Филипп Раевский, основываясь на опросах общественного мнения, указывает, что около 70% жителей Латвии выступают либо за снос советского памятника, либо равнодушны к этому вопросу.
"Это ощущение раскола преувеличено, – говорит Раевский. – Большинство людей не будут это считать актуальным уже через год или через два, потому что есть альтернативные монументы и никто не трогает монументы на кладбищах".
В посольстве России в Латвии после новостей о сносе памятника заявили, что это "предательский, неоправданный шаг", который "не имеет ни моральных, ни юридических оснований". Посольство направило официальную ноту протеста в министерство иностранных дел Латвии. Пока же территория около памятника в парке Победы закрыта: там установлены специальные ограждения, из-за которых близко к монументу сейчас никому нельзя подойти.