В российскую политику вернулись "грязные" технологии родом из 90-х. В те годы политтехнологи клеили листовки в поддержку конкурентов на лобовые стекла машин, обвиняли соперников в связях с Израилем или бандитами или публиковали компромат. Сейчас методы похожие, но с поправкой на интернет. В округах выставляются кандидаты-"двойники" с такими же именами и фамилиями, как у лидеров гонки, а неугодных кандидатов от оппозиционных партий внезапно начинают "поддерживать" преступники или представители ЛГБТ-сообщества.
В случае с оппозиционером Ильей Яшиным политтехнологи пошли еще дальше: когда политик объявил о том, что пойдет на выборы в Москве, в Сети немедленно появилось секс-видео 12-летней давности: авторы представляли ролик как сегодняшний и обвиняли политика в аморальности.
Ролики про Яшина и про поддержку партии КПРФ "скопинским маньяком" появились в популярных анонимных телеграм-каналах в июле. По данным СМИ, к съемкам могли быть причастны люди, связанные с администрацией президента. При этом ролик с Яшиным был размещен в телеграме уже после того, как ему запретили участвовать в выборах.
Политолог Игорь Минтусов говорит: команды кандидатов в депутаты снова взяли на вооружение "грязные" методы политпиара из 90-х.
"Эти технологии были активно развиты в 90-х годах, но потом постепенно исчезли в связи с наступлением в начале нулевых годов эры административного ресурса, – говорит эксперт. – Исполнительная власть с тех пор стала более изящно, более юридически чисто добиваться необходимых результатов".
Кто и почему достал из пыльных шкафов старые "методички" для обливания грязью политических конкурентов, неизвестно. Юрий Дегтярев, руководитель рекламного агентства, которое снимало политические ролики в нулевых и десятых, говорит, что у его агентства давно не было политических заказов, но запрос на такие материалы есть. (Компании Дегтярева приписывают авторство вирусных видео "Россия без Путина. Добро пожаловать в ад" и "Гитлер 1945 – Навальный 2018" – ред.).
"Есть некий тренд в целом на контент с таким запросом. Сейчас он вот такой кринжовенький, тиктоковский, типа "что это такое?", и это пересылается", – замечает Дегтярев.
"Технология "двойников" появилась на выборах в Петербурге в 1998 году. Тогда в одном округе было четыре Мироновых, в другом – три Сергеевых", – вспоминает политик Борис Вишневский, который идет на выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Сегодня, по его словам, кандидатов от так называемой системной оппозиции, "Яблока" и КПРФ, снова дискредитируют: к ним присылают провокаторов, выставляют против них "карманных" кандидатов-однофамильцев. За победу в одномандатном округе Вишневский будет бороться с двумя другими Борисами Вишневскими. По данным "Новой газеты", речь идет о единороссе Викторе Быкове и представителе партии "Зеленые" Алексее Шмелеве, которые перед выборами сменили имена и фамилии.
"Двойники, выставленные против меня, перед этим намеренно изменили имена и фамилии на мои, – подчеркивает Вишневский. – Такого не было никогда. А все остальное мы, в общем, уже видели".
Игорь Минтусов замечает, что технология "двойников" действительно работает и отбирает у популярных кандидатов голоса:
"Если мы посмотрим на статистику, сколько на выборах набирают двойники за последние 20 лет, то этот процент колеблется от 2% до 4%. 4% в одномандатных округах, это очень много", – говорит он.
Эксперты движения "Голос" также нашли несколько аккаунтов в соцсетях, которые внешне похожи на паблики политических партий. Но платные объявления, которые они продвигают, сильно расходятся с реальной повесткой реальных партий.
"Эти аккаунты маскируются под соответствующие оппозиционные силы: либертарианцев, коммунистов, навальнистов, – рассказывает Станислав Андрейчук, представитель движения "Голос", которое занимается в России наблюдениями за честностью выборов. – Главная их задача, как мне кажется, – не допустить объединения этих сил. Но лично я думаю, что лучше уж такие технологии, чем недопуски, обыски и все, к чему мы привыкли за последнее время".
Провокаторы – еще одна большая проблема предстоящих выборов. С ними столкнулся, например, кандидат в депутаты Мосгордумы от "Яблока" Петр Карманов. Неизвестный мужчина обвинял его в педофилии.
Карманов жаловался также на противодействие властей при регистрации. Когда он вместе с командой собрал необходимые для выдвижения 4,5 тысячи подписей, их в избиркоме изучали особенно внимательно:
"Они серьезно и внимательно листали каждый листочек, внимательно рассматривали. клеили какие-то стикеры, но вроде в небольшом количестве. Когда у них не хватало, они позвонили начальству и с новым рвением принялись", – рассказывает Петр Карманов.
Подписной барьер "срезал" большинство независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Тогда недопуск кандидатов от оппозиции на выборы в Москве обернулся массовыми протестами, которые закончились "московским делом". Сегодня власти действуют более тонко, говорит Станислав Андрейчук, Но и кандидаты, по его словам, тоже стали вкладывать больше ресурсов, чтобы повысить качество подписей и не быть отстраненными от выборов.
"Всех власти снять не смогут. Это очень дорогостояще для власти: каждое такое снятие ведет к скандалу, ведет к росту протеста", – подчеркивает эксперт.
Однако "подписной барьер" и поправки в закон об экстремизме, которые теперь позволяют снимать с выборов сторонников Навального, хорошо работают против одиночек из несистемной оппозиции. С помощью административного ресурса власти уже смогли снять с выборов популярных оппозиционеров: Павла Грудинина, Льва Шлосберга, Андрея Бондаренко, Виктора Платошкина. В КПРФ и "Яблоке" говорят, что объявить им открытую войну власти пока не решаются или не видят смысла. Но информационное давление продолжают оказывать.
"С 1996 года для нас ничего не изменилось, когда против нас выпускали газету "Не дай бог!" – говорит Александр Ющенко, руководитель пресс-службы КПРФ. – "Единую Россию" показывают созидающей, что они что-то построили, Турчак (один из лидеров "Единой России" – ред.) пошел туда, Турчак пошел сюда. А нас показывают по-другому. В репортаже, который прошел накануне заседания по Грудинину, вспомнили и бывшую жену, и все грязное белье".