В России идет подготовка к саммиту БРИКС. Он пройдет с 22 по 24 октября в Казани. На саммит приедут главы нескольких государств. Подтвердили участие 33 страны, 24 будут представлены первыми лицами. Также прибудет генсек ООН Антониу Гутерриш. В Казани с 16 октября начали закрывать центр города для въезда автомобилей. Местным жителям советуют ходить везде с паспортом, детей отправлять на осенние каникулы раньше срока. Чиновникам дают выходные, а частным фирмам сказали, чтобы организовали для своих сотрудников работу из дома.
БРИКС – это неформальное объединение стран с быстро развивающейся экономикой. В нее входят девять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Египет и Эфиопия. Еще ряд стран подали заявки на вступление в блок. Среди них Беларусь, Азербайджан, Малайзия и Сирия. Приглашение присоединиться к организации получила также Саудовская Аравия, а Bloomberg писал, что в БРИКС может вступить Турция. Встречи лидеров государств БРИКС проходят с 2009 года.
К БРИКС пока не планирует присоединяться Казахстан. Об этом заявил пресс-секретарь президента страны Берик Уали. По его словам, президент Токаев отдает предпочтение ООН, поскольку это "универсальная и безальтернативная организация", где можно обсуждать все проблемы. "В обозримом будущем Казахстан воздержится от подачи заявки в БРИКС, в том числе с учетом многоступенчатого процесса рассмотрения вопроса о членстве, а также других моментов, связанных с перспективами развития данного объединения", — объяснил позицию Астаны Берик Уали. По словам пресс-секретаря, Токаев также подчеркнул, что Устав ООН должен служить основой международного права и никто не вправе его нарушать. На позицию Казахстана уже отреагировали в России. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Москва с уважением относится к позиции Казахстана.
Западная пресса пишет, что Астана отдаляется от Москвы, однако казахстанский политолог Димаш Альжанов категорически с этим не согласен. Он считает, что Казахстану вступление в БРИКС в нынешней ситуации просто невыгодно: "Казахстан – это режим открытый. Он продает свою нефть, ему важно использовать существующую финансовую систему: нефть продается и доллары поступают в страну. Это стабилизирует режим. Поэтому ввязываться сейчас в определенную дискуссию, в блоковое противостояние – это излишне для Казахстана. Это не отвечает интересам стабильности режима и возможностям взаимодействовать со странами, куда продается нефть и за счет которых также обретается определенная стабильность".
Поэтому Астана постарается и дальше получать выгоду от взаимодействия как с Западом, так и с Москвой и Китаем. "В регионе есть две страны, которые являются гарантами выживаемости режима в Центральной Азии: Россия и Китай. Само политическое руководство Казахстана, сформированная олигархическая экономика вокруг них, все сети интересов, которые взаимосвязаны внутри страны, – им всем важно, чтобы страна оставалась открытой: доступ к финансовой системе, возможности вывода капиталов, возможности приобретения собственности за рубежом. Поэтому такое балансирование между разными интересами – это как бы есть стратегическая линия выживаемости режима внутри страны. Близкие отношения с Россией на уровне двусторонних отношений, когда заключаются основные стратегические договоры и интересы России за счет обхода санкций также реализованы через Казахстан. Критические материалы через Казахстан не идут. Об этом было, по всей видимости, решено между Соединенными Штатами, европейскими странами и Казахстаном. Но тем не менее какая-то продукция все-таки поступает. В этой зоне неопределенности все и находится, и это устраивает все стороны, поскольку другие интересы западных стран, особенно в отрасли нефтедобычи, сохранены", – пояснил Димаш Альжанов.