Второй день оккупационные власти Херсонской области вывозят местных жителей на левый берег Днепра. Называют это "эвакуацией" перед наступлением Вооруженных сил Украины. Обещают размещать на проживание в здравницах на берегах Черного и Азовского морей, в Крыму, а желающим перебраться в Россию – обещают жилье на новом месте.
Представители оккупационной администрации пугают гражданское население бомбежками со стороны ВСУ и потопом, который настанет в случае подрыва дамбы Каховской ГЭС. Очевидцы говорят, что у части жителей правобережья тревожные настроения и даже паника. На переправах через Днепр выстроились очереди.
Что прямо сейчас происходит в Херсоне, Настоящему Времени рассказал журналист из Херсона Константин Рыженко.
– Людям в Херсоне продолжают приходить СМС, что нужно срочно эвакуироваться?
– Да. Мало того, идут обзвоны. Не операторами кол-центров, а ботами с заранее записанными сообщениями.
– То есть это происходит уже в автоматическом режиме?
– Да, сегодня ночью специально зашел к себе во "ВКонтакте" и заметил, что была организована рассылка.
– Правильно понимаю, что людям звонят на российские номера, украинская связь в Херсоне не работает?
– Правильно.
– Говорят, еще призывают выезжать на собственном транспорте?
– Да. Они по какой-то причине пытаются заставить как можно больше людей покинуть правобережную часть Херсонщины. Делается это без какой-то внятной причины. У большей части служащих ВСУ, которые стоят со стороны Николаева, огромное количество родственников в Херсоне, имущество, знакомые, друзья. Мы понимаем, что обстреливать никто никого не будет. Но вот эти попытки разогнать массовую истерию пугают своей системностью. Скорее всего, русские готовят какую-то провокацию.
Было много пропаганды. Это не стихийное явление. Две-три недели Стремоусов и Сальдо (представители оккупационной администрации) заявляют о том, что можно отправиться в Крым на отдых. Сначала просто на оздоровление: "Ничего не происходит, все хорошо, оздоровитесь". Еще и дают деньги на оздоровление. Дальше были истории о том, что даже дают жилье: можно поехать и начать жизнь с нуля. Потом пошли сюжеты об оздоровлении. И вот внезапно появляется системная история про "эвакуацию" – много газет, полиграфии, видеороликов. Даже тот видеоролик, который вы показываете, он не совсем честный, потому что в это время у нас много дачников едет по Днепру именно на этих катерах.
– Я должен объяснить. Это те видео, которые публикуют мировые информационные агентства, вероятно взятые у российских каналов.
– Да. Так вот, если вы посмотрите, очень мало людей с сумками на выезд, а много дачников с небольшими сумками, мужчина с пустыми баклажками. Человек с пустыми баклажками едет на эвакуацию? Это не совсем честная история.
Они принудительно нагнетают истерию. За этим есть какая-то цель. Скорее всего, чтобы сделать какую-то провокацию, показать Западу, какие страшные ВСУ.
– В украинских соцсетях много предположений, что россияне готовятся выйти из Херсона. Признаки этого можно наблюдать в городе?
– Да, боеспособную технику, передовые части, которые стояли вокруг Херсона, русские перебрасывают на левый берег. А с левого – мобилизованных русских солдат и устаревшую технику. Хотят сохранить боеспособные части, показать, что город якобы не сдавался без боя. Создается ощущение, что Россия мясным фаршем пытается замедлить продвижение ВСУ.
– И вывозят оккупационную администрацию из Херсона?
– Само собой, что они не захотят оставлять кого-то там. Заметно, что в местах проживания офицерского состава или коллаборантов перестал загораться свет, не приезжают машины, людей не видно. Наверное, уже полторы недели выезжают высокопоставленные люди.
– Органы российского ФСБ остаются в городе?
– Как такового официального органа ФСБ нет. Но мы наблюдаем, что высокопоставленных фээсбэшников нет в прежних местах проживания.