В Аргентине с 20 марта 2020 года действует общенациональный карантин. У большинства застрявших в стране россиян есть на руках обратные билеты, но воспользоваться ими невозможно. Буэнос-Айрес из-за пандемии отменил все коммерческие рейсы до 1 сентября. Деньги закончились, теплых вещей нет. Эвакуация для россиян – единственный шанс покинуть страну, где совсем скоро наступит зима.
Трое детей и младенец
Ксения Жданова может говорить по телефону только после десяти вечера. До этого они с мужем укладывают спать четверых детей, младшему из которых всего три с половиной месяца. Сейчас семья живет в съемной квартире в Буэнос-Айресе. Ее хозяин согласился принять залог как оплату за май. За следующий месяц москвичам платить нечем. Деньги давно закончились. По декрету президента Альберто Фернандеса, до 30 сентября в стране запрещено выселять жильцов за неуплату. Ждановым совсем не хочется проверять его действие на себе и идти на конфликт с собственником жилья, но вариантов у них немного.
Материальная помощь застрявшим из-за COVID-19 за границей от правительства России: 2400 рублей в сутки на взрослого и 1600 рублей на ребенка (33 и 22 доллара соответственно) – Ждановым не положена, потому что у семьи не было на руках обратных билетов в Россию. По другому постановлению – "О предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию" – им отказали, не обнаружив прямой угрозы для жизни.
"Мой муж механик по профессии. В последние годы работал в продаже автомобилей. Сейчас готов устроиться кем угодно. Хоть грузчиком. Но найти вакансию в чужой стране, так еще и в карантин, невероятно сложно. Ситуация у нас критическая. Мы живем в состоянии полной неопределенности", – говорит Ксения.
Москвичи прилетели в Буэнос-Айрес 5 декабря прошлого года с четким планом и хорошо просчитанным бюджетом. Ксения хотела родить своего четвертого ребенка в домашних условиях с акушеркой. В Аргентине это оказалось организовать легче, чем в России. Малыш появился на свет в середине января 2020 года. В начале марта у семьи истек договор аренды, и они были заняты поиском жилья и переездом. "По плану муж должен был помочь нам с детьми обосноваться на новом месте, после чего купить билет, улететь работать в Москву и вернуться за нами в июне. Мы в тот момент не особо следили за новостями, тем более за аргентинскими. На испанском никто из нас не говорит", – объясняет ситуацию Ксения.
Ждановы переехали на новую квартиру через день после того, как ВОЗ 11 марта объявила пандемию COVID-19. Вскоре Аргентина закрылась на въезд для иностранцев. "Мы не знали, что делать. Если муж улетит сейчас один, то не сможет вернуться. А без него я не смогу вывезти младшего ребенка. У него по рождению аргентинское гражданство, а российские документы мы еще не успели сделать. Плюс стали массово отменять рейсы", – продолжает вспоминать многодетная мать.
Введенный 20 марта строгий общенациональный карантин в Аргентине уже несколько раз продлевали. Закрыли границы и запретили сообщение внутри страны. Через пару дней после начала локдауна на официальной странице посольства России в Буэнос-Айресе на фейсбуке появилась информация, что есть возможность улететь на родину 26 марта. Послу удалось договориться с рейсом "Аргентинских авиалиний", который отправлялся за своими застрявшими в Мадрид и был готов довезти россиян до Испании. А там – 20 часов пересадки и самолет "Аэрофлота" до Москвы.
Ксения с мужем узнали об этой возможности за сутки до вылета и очень радовались – до тех пор, пока не выяснили, на каких условиях их готовы вернуть домой. За один билет просили около 1000 долларов. Это почти в два раза больше, чем он обычно стоит. Пять тысяч долларов Ждановы заплатить не смогли. И не они одни. Необходимого количества пассажиров не набралось, тем более что у большинства россиян были заранее купленные обратные билеты, которыми они рассчитывали воспользоваться. Рейс AR 1132 вылетел в Мадрид пустым. Другого шанса вернуться в Россию не было. "МИД и его официальный представитель Мария Захарова с тех пор на нас, застрявших в Аргентине, лично обижены. Мы вроде как не оценили их жест доброй воли и не воспользовались последним шансом улететь", – рассказывает Ксения. В планах Росавиации на май вывозных рейсов из Буэнос-Айреса не значится.
Посольство помогает, Москва не отвечает
По данным посольства РФ, заблокированными в Аргентине оказались 187 человек, 23 из них несовершеннолетние (сами застрявшие говорят о 40 детях), в их числе около десятка грудных младенцев. Большинство россиян находится в Буэнос-Айресе, но есть и те, кто вынужденно остался в отдаленных от столицы регионах. Разброс их родных городов в России самый широкий: от Центрального федерального округа до Дальнего Востока.
В дипмиссии объяснили корреспонденту Настоящего Времени, что решение об эвакуации принимается в Москве "оперативным штабом правительства по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции". Его возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова. В приоритете граждане, покинувшие Россию после 1 января 2020 года. Чем больше заблокированных туристов и проще логистика – тем выше шансы на скорую эвакуацию. Россиян, у которых есть обратные билеты отечественных авиакомпаний, вывозят бесплатно. Всех остальных – за деньги. Двести евро из стран Евросоюза, 400 евро – из более дальнего зарубежья.
В посольстве России в Буэнос-Айресе говорят, что делают все возможное и постоянно напоминают Москве о застрявших, однако сообщить даже примерную дату эвакуации пока не могут. Покинуть Аргентину без помощи российских властей нет никакой возможности. Страна закрыта для коммерческих рейсов до 1 сентября. С эпидемиологической точки зрения возвращающиеся из Буэнос-Айреса люди большой опасности для России не представляют. В Аргентине обстановка с коронавирусом намного лучше: 6034 заболевших, 305 умерших (данные на 10 мая 2020 года).
"Конкретно к сотрудникам посольства у нас нет никаких претензий. Одна благодарность. Они круглосуточно поддерживают связь с застрявшими через общий чат. Организовали из своих средств благотворительный фонд. Помогают теплой одеждой, лекарствами, едой. Недавно прислали сухой паек. В него входили макароны, кукуруза, чечевица, подсолнечное масло, овсянка и консервированный тунец. Одна из наших оказалась без крыши над головой. Посольство предоставило ей жилье", – говорит Ксения Жданова.
"Неужели нельзя организовать один самолет?"
Ее слова подтверждает Линда Федотова из Хабаровска. Она прилетела в Аргентину 18 января 2020 года с пятимесячным сыном Мартином. В Буэнос-Айресе у Линды живут друзья и была возможность недорого снять жилье. Она планировала переждать в тепле холодную дальневосточную зиму и 25 марта вернуться в Россию. "У меня были куплены билеты. Я с начала марта, когда стали активно говорить про коронавирус, несколько раз звонила в "Аэрофлот". До 18 марта меня успокаивали. Говорили, что авиасообщение открыто. Я верила", – вспоминает хабаровчанка.
После введения в Аргентине карантина рейс перенесли в первый раз – с тех пор это делали уже трижды. Линда с ребенком живут в гостинице в Буэнос-Айресе. Женщине удалось получить материальную помощь от российского правительства. По ее словам, деньги хоть и с перебоями, но все-таки приходят. На них она покупает еду и оплачивает комнату.
В начале апреля посольство рекомендовало застрявшим в Аргентине написать обращение к своим губернаторам и мэрам. Это вроде как может ускорить организацию эвакуационного рейса. Линда Федотова всеми возможными способами пыталась связаться с полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым. В ответ – тишина. "Я понять не могу, почему уже полтора месяца, зная, что в Аргентине сидят и ждут дети, инвалиды (среди нас несколько человек с серьезными проблемами со здоровьем), за нами никого не отправляют? Неужели за это время нельзя придумать, как организовать один самолет?" – с возмущением спрашивает Линда Федотова.
Зима в Патагонии без теплых вещей
В Аргентине тем временем наступает зима, к которой россияне, естественно, не готовы. Зимние вещи они с собой не привезли. Помочь одеждой и обогревателями старается посольство. Центрального отопления в большинстве аргентинских регионов нет. И если в Буэнос-Айресе ночная температура все еще в районе 10 градусов по Цельсию, то на юге страны, в Патагонии, уже прошел первый снег.
Там, в городе Барилоче, в 1600 километрах от аргентинской столицы, застряла Ирина из Подмосковья. Путешествие по Латинской Америке долго было ее мечтой, на которую девушка копила деньги. В декабре 2019-го она сдала свою квартиру и улетела в Бразилию, откуда позже перебралась в Аргентину. Март застал ее в Патагонии. Она наслаждалась природой, ходила по трекинговым маршрутам, путешествовала автостопом, планировала в апреле отправиться волонтером в Чили и была максимально оторвана от новостей и внешнего мира. Тем более что мобильной связи и интернета в горах часто не было.
Пятнадцатого марта Ирина приехала в город Барилоче на несколько дней и остановилась в доме у местного жителя Лукаса, которого нашла через сеть каучсерфинга. Карантин стал для россиянки полной неожиданностью. В России из-за пандемии потеряла работу ее квартирантка и съехала, оставив путешественницу без дохода. Сейчас Ирина сидит в почти не отапливаемом доме, завернувшись в одеяло. Некоторые теплые вещи ей помог найти Лукас. Девушка боится выходить на улицу: "Я мечтаю только об одном. Уехать поскорее. Я нахожусь в отдаленном районе Барилоче. По пути в магазин нужно пройти пустырь. В карантин там ни души. Я днем шла за продуктами, когда на меня сзади напал мужчина. Меня спасло то, что я говорю на испанском и не видела его лица. Мне удалось вырваться и убежать. После этого я несколько дней рыдала. Мне невыносимо находиться в Барилоче. Мне страшно".
Ирина очень надеется, что в ближайшее время в Аргентине откроют сообщение между регионами и ей удастся добраться до Буэнос-Айреса. "Я не жду от государства бесплатной помощи. Я готова заплатить за билет. Лишь бы нам предоставили возможность вернуться в Россию", – добавляет девушка.
Лихорадка денге и сердечный приступ
На западе Аргентины, в городе Мендоса, застрял еще один россиянин – Максим. В апреле 2019 года он отправился в кругосветное путешествие. Проехал Азию, Австралию, Новую Зеландию, потом прилетел в Бразилию и через Уругвай в феврале въехал в Аргентину. В марте он прибыл в город Мендоса, дальше в плане стояли Чили и Перу.
"В Мендосе я почувствовал себя очень плохо. Поднялась температура. Только на пятый день смог собраться с силами и дойти до государственной бесплатной больницы. Там меня осмотрели, сделали рентген легких, анализ крови и на следующий день после введения национального карантина поставили диагноз – лихорадка денге, которую переносят комары. Лекарства мне уже были не нужны. Я переболел, пока лежал с температурой", – объясняет Максим. Сейчас он живет в гестхаусе. Пару дней назад посольство перевело ему деньги на теплую одежду. В Мендосе климат горный, температура ранним утром опускается до плюс пяти.
Петербурженка Ольга Хохлова активно рассказывает о ситуации с россиянами в Аргентине у себя в фейсбуке. Она всеми силами старается добиться конкретного ответа от властей об эвакуации и ежедневно общается с другими застрявшими. В общем чате они обсуждают негативные и откровенно агрессивные комментарии соотечественников под любыми новостями о россиянах, которые застряли за границей и не могут вернуться.
Хохлова находится в Буэнос-Айресе, на днях у нее на нервной почве случился сердечный приступ. Сама она прилетела в Аргентину 5 февраля на два месяца – перезимовать. У Ольги хронический кашель и другие проблемы со здоровьем. Ее план был вовсе не отдыхать, а сидеть в Буэнос-Айресе и работать удаленно. "Очень обидно, когда пишут, что мы тут загораем на аргентинских пляжах. И вообще сами виноваты. Мне очень хочется объяснить, что ситуация критическая, холодает. У многих из наших проблемы с жильем, едой и рецептурными лекарствами. Ладно я одна, но семьи с детьми? Что им делать?" – спрашивает Ольга Хохлова.
Так без новостей из Москвы проходит еще один день. Совсем скоро в Буэнос-Айресе начнутся ледяные зимние дожди. Карантин в Аргентине снова продлили.