Власти Индии не намерены нарушать западные санкции в отношении России, в том числе собираются соблюдать установленный потолок цен на нефть. Об этом накануне написало американское агентство Bloomberg, ссылаясь на собственные источники. Правительство Индии попросило банки и трейдеров соблюдать действующие ограничения против Москвы. Отмечается, что этот вопрос Индия обсуждала с США и другими странами "большой семерки".
Торговать нефтью из России, если сделки проходят в пределах потолка цен, мировых трейдеров призывают Соединенные Штаты Америки. Об этом писала американская газета The Financial Times. По данным источников издания, представители Минфина США, в частности, даже специально встречались с руководством двух крупнейших компаний по продаже нефти – Trafigura и Gunvor, чтобы обсудить сделки с российской нефтью.
Потолок цен на нефть в размере 60 долларов за баррель страны "большой семерки", ЕС и Австралия согласовали в декабре. В феврале страны Запада ввели два потолка цен на российские нефтепродукты: отдельно для более дорогих и для более дешевых. Целью ограничительных мер, как подчеркивалось, является снижение нефтегазовых доходов российского бюджета, которые могут быть направлены на финансирование войны.
В Кремле в ответ заявляли, что не будут продавать нефть покупателям, которые захотят купить ее по цене в рамках потолка. Владимир Путин даже подписал специальный указ.
Что будет с ценами на российскую нефть – рассказал аналитик нефтегазового сектора, партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
– США призывают трейдеров, как пишет пресса, проводить сделки с российской нефтью по ценам в пределах установленного потолка. Объясните – зачем? Вроде бы санкции вводили, чтобы лишить Россию денег, а сейчас фактически призывают с Россией торговать?
– Нет, призывают не торговать с Россией, а оказывать услуги по транспортировке российской нефти. Но на тех условиях, что эта российская нефть будет торговаться по цене ниже определенного потолка. Американскую администрацию очень беспокоят такие вещи, как сохранение стабильности на нефтяном рынке и поддержание достаточных объемов предложения нефти по всему миру, поскольку это напрямую влияет на цены на нефть в Соединенных Штатах и на цены на АЗС в Соединенных Штатах. Это важно для администрации Байдена. Но здесь мы видим некое очень серьезное противоречие.
Во-первых, Байден уже не раз призывал Саудовскую Аравию и ее партнеров по ОПЕК увеличить объемы добычи нефти для того, чтобы поддержать предложение и не спровоцировать повышение цен. Здесь он обрабатывает компании-трейдеры, чтобы они поставляли на рынок больше российской нефти, естественно с ограничением по цене.
Но одновременно Байден готовится ввести новые ограничения на разведку и добычу нефти на территории Соединенных Штатов. Так что совершенно правильно говорят в Саудовской Аравии: "Вы тут приезжаете, просите нас, чтобы нефти на рынке было больше. Вы лучше поговорите со своими нефтяными компаниями или обеспечьте им условия для увеличения добычи на территории самих Соединенных Штатов". А то тут получается очень противоречивая позиция. В Соединенных Штатах администрация Байдена всячески дискриминирует нефтяные компании, заставляя их сворачивать работу в Аляске, на шельфе. А по всему миру призывают увеличить потоки нефти на рынок. Так что здесь совершенно очевидное противоречие.
– Получается, что если сейчас администрация Байдена разъясняет трейдерам, как торговать с российской нефтью, как не нарушать никакие санкции, как делать это безнаказанно, то объем торгов и объем продаваемой российской нефти вырастет после таких призывов?
– Нет, я думаю, что эти три компании, с которыми якобы встречались американские официальные лица – Vitol, Gunvor, Trafigura, – уже отказались от предоставления трейдерских услуг российской нефти. И российские нефтяные компании чаще всего используют свои собственные подразделения, зарегистрированные за границей, которые и оказывают такие услуги. Для российских компаний это очень хороший способ увеличить свои доходы. Они продают своим собственным трейдерам нефть по цене ниже потолка, и очень сильно ниже потолка, – 38-40 долларов за баррель. А потом уже эти трейдеры получают значительную прибыль, когда ее дальше доставляют куда-то потребителям в той же самой Индии, например, с огромной наценкой. Эти деньги в российский бюджет не возвращаются, так что санкции действительно работают: они сокращают доходную часть российского бюджета для того, чтобы было меньше финансирования войны. Но ожидать, что российские нефтяные компании вдруг захотят снова сотрудничать с Trafigura, с Vitol, с Gunvor вместо того, чтобы использовать свои собственные прокладки для получения дополнительной прибыли, я думаю, совершенно не стоит.
Тем более все эти три компании прекрасно понимают, что в мире могут быть введены вторичные санкции. В течение марта вообще собираются пересмотреть потолок цен, возможно, в сторону ужесточения. Поэтому все операции с российской нефтью вот такие трейдеры рассматривают сейчас как токсичные. И никакие призывы американских деятелей увеличить объемы доставки российской нефти, я думаю, никакого воздействия на них не возымеют.
– А сейчас цена на рынке российской нефти марки Urals – это сколько примерно?
– Если посмотреть фьючерс на следующий месяц, то это 53 с небольшим доллара за баррель. То есть ниже потолка. Но обычно эту цену измеряют так. Берут какую-то цену в порту – так называемую цену FOB – при погрузке на танкер, затем прибавляют к ней гипотетическую величину страховки и доставки до какого-то из европейских портов, скажем Аугуста в Средиземном море или Роттердам на северо-западе Европы, и после этого дают такую цену, которую российское правительство использует в качестве базиса для начисления всяческих налогов. Но когда цена уже определяется в порту назначения – обогнуть всю Европу, пройти Суэцкий канал, доставить в Индию российскую нефть, – то там дорога в четыре раза длиннее и есть другие надбавки. Поэтому в Индии очень часто получается, что цена нефти намного больше потолка. И западные банки уже отказываются обслуживать такие сделки, поскольку, как они говорят, эти сделки токсичные, они нарушают санкции.
И вот сейчас, когда Индия сказала, что она будет придерживаться потолка, – это такой замечательный афронт российскому президенту. Он же своим указом постановил, что даже если косвенно будет соблюдаться этот потолок цен – это то, что Индия, как она заявила, собирается дальше делать, – то этой стране нефть больше поставляться не будет. Сейчас надо посмотреть, как Путин будет выполнять свой собственный указ.
– В этом указе есть такая оговорка, что может быть сделано исключение по специальному разрешению президента Российской Федерации.
– Да. Но весь смысл этого указа не прослеживается. Это абсолютно бессмысленная бумажка.
– Можно ли сейчас уже анализировать ситуацию на рынке не сырой нефти, а на рынке нефтепродуктов после ограничений, которые были введены на российские нефтепродукты в феврале? Насколько установленные там цены могут повлиять на возможности России финансировать войну?
– Введенное ограничение цен с точки зрения себестоимости переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах – там ничего страшного вообще нет. И даже цена, которая установлена, например, на дизельное топливо, самый важный торговый материал для отношения России с Европой, где его больше не хотят покупать, даже здесь, я думаю, российские предприятия могут работать с какой-то прибылью.
Другое дело, что эти предприятия просто не могут взять и выпускать только дизель и только бензин без того, чтобы выпускать огромные объемы мазута, газойля – всего того, что торгуется гораздо дешевле. Российским заводам, я думаю, придется приостановить на какое-то время работу. Но всегда боялись, что Европа не сможет обойтись без российского дизеля. А сейчас, оказывается, нашли возможности получения дизеля из стран Персидского залива, из той же Индии, из Китая, из Соединенных Штатов Америки. И цена дизельного топлива на европейских АЗС не повысилась, а даже упала. Поэтому эти санкции будут бить по России, но они не приносят особого вреда западным странам, которые ввели эти санкции.