Россия в пятницу, 31 июля, ужесточила контроль на границе с Беларусью – это произошло через два дня после задержания под Минском 33 человек, большинство из которых – россияне. Белорусские власти сообщили, что это военные наемники из небезызвестной "ЧВК Вагнера", которые готовили в стране теракты. Россия утверждает, что это частные охранники, которые ехали в Турцию.
Кто эти люди и была ли Беларусь их конечным пунктом назначения, выдадут ли наемников Украине (среди них уже опознали воевавших на Донбассе) и чем спецоперация в санатории "Белорусочка" обернется для президента Александра Лукашенко за неделю до выборов. Об этом в эфире Настоящего Времени рассуждали редактор белорусской службы международного разведывательного сообщества InformNapalm Денис Ивашин и главный редактор издания The Insider Роман Доброхотов.
Куда направлялись наемники
— Что сейчас происходит на границе между Россией и Беларусью?
Доброхотов: Самое интересное там уже произошло – это те почти две сотни боевиков, которые должны были отправиться в далекую страну (и это не Турция), они были задержаны. Из них о 33 мы знаем, а судьба всех остальных была долгое время неизвестна.
— Куда они должны были отправиться?
Доброхотов: Я просто не хочу все рассказывать из того, что мне известно, но эти боевики действительно отправлялись не в Беларусь, а в другую страну, как они утверждают. Но не в Турцию, как сказал Песков, а в другое государство. Судя по всему, Турция могла быть пересадочным пунктом, а могла и не быть. Но это другая страна, где "группа Вагнера" активно участвует. Их было действительно около 200 человек, как говорят белорусы. Там был интересный момент: когда их остановили на границе, решалась их судьба, и они вполне могли быть задержаны. Однако им дали спокойно вернуться на территорию России, и это тоже по-своему показательно, поскольку это в каком-то смысле жест доброй воли, так как их могли передать Украине.
А теперь самый интересный вопрос: что будет с теми, кто сейчас задержан, с этими 33 людьми? Сейчас Украина утверждает, что часть из них должна быть передана для следствия, они могут быть свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми по множеству уголовных дел, так как они воевали на Донбассе. Поэтому здесь очень интересно, как будет вести себя Лукашенко. У меня есть ощущение, что часть он действительно передаст Украине, а часть вернет в Россию.
— Денис, а вам как видится вся эта спецоперация? Что эти люди делали на территории Беларуси, что произошло и почему их задержали?
Ивашин: Тут прежде всего надо говорить о том, что в Беларусь прибыла полноценная рота, по официальным сведениям, почти 200 человек. Плюс она усилена снайперскими группами, так как среди выявленных 33 человек есть командир снайперской группы – Андрей Бакунович, он гражданин Беларуси и гражданин Российской Федерации. Группа по составу ее членов подготовлена для ведения городских операций. Там есть подразделение визуального наблюдения и информационной поддержки. И я бы хотел сразу сказать, что все инсинуации, которые говорят официальные представители России – прежде всего Песков, посол Беларуси в России Дмитрий Мезенцев, – о том, что они якобы использовали Беларусь как перевалочную базу для транспортировки в третьи страны – абсолютно не выдерживают никакой критики. Почему?
Во-первых, даже до начала карантина Российская Федерация исключительно "группу Вагнера" в основном перекидывала, используя 223-й летный отряд Министерства обороны РФ, то бишь это ни в коем случае никогда не были регулярные авиационные рейсы – это всегда были самолеты военно-транспортной авиации РФ.
Во-вторых, почему не выдерживают критики слова того же Мезенцева и Пескова о том, что они якобы летели в Турцию? Давайте вспомним о том, с кем, например, турецкие подразделения воюют в Сирии и в Ливии. Они воюют, кроме войск, которые представлены в этих странах, также с подразделениями "Вагнера". Это общеизвестный факт. Естественно, если бы они прибыли в Турцию, я думаю, они бы там далеко не ушли, а сразу попали бы в руки турецких спецслужб.
Сейчас плодятся все эти версии, как мы все знаем и помним 2014 год, как это имело место в июле 2014 года, когда сбили "Боинг". Тогда просто неимоверное количество версий предлагали официальные представители России, но они все разбились [о реальное положение дел].
Россия или Украина – кому Лукашенко передаст задержанных
— Роман, Лукашенко пошел против Путина, задержав этих людей?
Доброхотов: Да, это очень интересная ситуация, потому что не было никаких действительно серьезных оснований задерживать всех этих людей. Формально, конечно, были, поскольку даже российским законодательством наемничество запрещено и является тяжелым уголовным преступлением, но я думаю, что в данной ситуации это стало еще и интересным способом пользоваться ими как политической картой. Так как уже сейчас Лукашенко активно говорит о том, что собирался быть какой-то вооруженный переворот и с этим связана оппозиция. Я так понимаю, что к этому делу о предотвращенном теракте теперь будут пришивать и белорусских оппозиционеров.
Причем перед каждыми выборами Лукашенко заявляет о чем-то подобном, что извне собираются в Беларусь внедряться какие-то военные. А в этот раз ему очень удобно про это говорить, потому что действительно частные военные компании оказались на территории страны, поэтому все карты в руки.
Плюс здесь двойная игра: он может торговаться с Путиным о том, сколько он вернет людей в Россию из тех, что еще не вернул, и торговаться с Украиной, с Европой – сколько боевиков он передаст в другие руки. Я думаю, что там могут оказаться и очень важные люди, если, например, кто-то из них окажется свидетелем по делу "Боинга" – это будет очень важно в том числе для Голландии.
Для Лукашенко это любимая игра – одновременно торговаться с обеими сторонами. Мы видим, что Россия включила уже свои рычаги – начала создавать проблемы на границе. Я так понимаю, что дали понять, что надо вернуть всех и сразу.
— Денис, как вы считаете, [будет ли часть этих людей] передана Украине?
Ивашин: Это на самом деле серьезный шаг Лукашенко, потому что это шаг, который бы разбивал практически все свои предыдущие союзнические договоренности с Российской Федерацией и по ОДКБ, и по Единой объединенной группировке силовых войск. Это практически ставило бы под угрозу вообще существование так называемого Союзного государства, потому что Россия трактовала бы это как вражеский шаг. Естественно, это граждане Российской Федерации, а, как мы знаем, Россия находится в состоянии неофициальной войны с Украиной. Там находятся ее подразделения. Там, где воевали эти "вагнеровцы", созданы армейские оккупационные корпуса, которые находятся в подчинении восьмой общевойсковой армии Вооруженных сил Российской Федерации. Конечно, такой шаг Лукашенко был бы воспринят недружелюбно. Поэтому он в этих условиях должен будет определиться. Это в самом деле будет очень значительный выбор, который может повлиять практически на всю структуру геополитики не только Беларуси, а вообще всей Центральной и Восточной Европы.