Россия за последние несколько недель построила в аннексированном Крыму десятки оборонительных укреплений, превратив полуостров в "одну из наиболее укрепленных" территорий. Об этом пишет американская газета The Washington Post, проанализировав новые спутниковые снимки Крыма компании Maxar.
Судя по снимкам, окопы протяженностью в десятки километров вырыты даже на пляжах Крыма. В статье написано, что в интернете размещены многочисленные объявления о поиске рабочих для укрепления крымских окопов бетоном и деревом. Однако в публикации говорится, что вероятность высадки украинского десанта с моря невелика, как и вероятность масштабного наступления на Крым с материка. Так, по мнению директора российской программы в Центре военно-морского анализа США Майкла Кофмана, Украина вряд ли решится на захват Крыма "в классическом смысле", скорее прибегнет к тактике постоянного изматывания российской армии и установления огневого контроля над полуостровом.
О том, чего боится Россия в Крыму, рассказал военный аналитик Дмитрий Снегирев.
– Зачем, по-вашему, Россия строит окопы и роет траншеи даже на крымском побережье?
– Давайте говорить о том, что там две составляющие. Первая – это традиционно российская коррупционная составляющая: отмывание бюджетных денег. Так называемая засечная линия в Белгородской области обошлась российскому бюджету в рекордную сумму – 132 млн долларов. Хотя практического значения она не имеет абсолютно никакого.
Аналогичная ситуация и с так называемыми оборонными укреплениями в Крыму. Практического значения они не имеют. Давайте вспомним другие коррупционные программы российского правительства на территории оккупированного полуострова. Программа опреснения воды, которая стоила российскому бюджету порядка 48 млрд рублей. Она была официально признана провальной, но тем не менее бюджетные деньги освоили.
Вторая программа – это так называемый энергомост, который был весьма затратен даже для российского бюджета и тем не менее показал всю свою неэффективность. И подобных программ можно назвать несколько.
Второй момент. По поводу самого строительства. Данные фортификационные сооружения в авральном порядке возводятся на фоне сообщений о возможном контрнаступлении Вооруженных сил Украины. Причем резкая активизация противостояния – именно на запорожском направлении. Я напомню, неслучайно в интервью The Economist главнокомандующий Вооруженными силами Украины Залужный заявил о том, что до Мелитополя 84 километра, есть кем наступать – дайте чем наступать. Соединенные Штаты Америки и наши европейские партнеры услышали украинского генерала. "Рамштайн-9" и "Рамштайн-10" – это исключительно наступательные виды вооружения.
Кстати, я не согласен с оценкой американских специалистов, которые говорят о невозможности классического штурма оккупированного полуострова. Дело в том, что российские вооруженные силы, расположенные на оккупированном полуострове, весьма зависимы от логистики. А логистика оккупационной армии – это Чонгарский перешеек и Керченский мост. То есть две составляющие, которые практически находятся под контролем Вооруженных сил Украины.
– Тут важно уточнить, что часть Херсонской и Запорожской областей тоже до сих пор оккупированы. Пока не освобождены эти территории, в Крым зайти нельзя.
– Я с вами абсолютно согласен. Но я не случайно вспомнил интервью Залужного The Economist. Давайте посмотрим на те события, которые происходят на территории Запорожской и Херсонской областей. Нанесение ударов по тыловым базам накопления, местам временного размещения личного состава и вооружения. Это так называемый каскадный характер планирования операций с деоккупацией.
Я напомню, о чем идет речь. Успешный характер деоккупации Херсонской и Харьковской областей начинался именно с нанесения ударов по тыловым базам. Вторым этапом было взятие под непосредственный контроль логистики. И уже третий этап – это само контрнаступление. И то, что происходит сейчас в Запорожской, Херсонской областях и на территории Автономной Республики Крым, на мой взгляд, и есть первый этап деоккупации. То есть каскадного характера планирование операций: нанесение ударов по военной инфраструктуре.
– Соответственно, российские власти, вероятно, этого опасаются. Но в статье The Washington Post говорится про окопы и укрепления в Медведевке – это как раз на перешейке. Еще в Армянске, рядом с селами Маслово и Новоивановка – это возле Джанкоя. И рядом с селом Витино в Сакском районе. Село Витино – это как раз там, где укрепления построили на пляже, буквально на морском побережье. То есть это значит, что российские власти еще ждут высадки какого-то десанта с моря рядом с какими-то военными объектами в Сакском районе?
– Не исключаю такой вариант. Я опять-таки не согласен с американской стороной. Дело в том, что фортификационные сооружения начали возводиться после встречи премьер-министра Великобритании с президентом Франции, где в том числе оговаривались вопросы подготовки подразделений морской пехоты Украины. То есть речь идет именно о штурмовых подразделениях, которые будут принимать непосредственное участие в деоккупации Крыма.
Давайте вспомним о том, что в 2021 году, еще до широкомасштабного вторжения, было подписано межправительственное соглашение между Киевом и Лондоном о выделении рекордной суммы 1,8 млрд фунтов стерлингов на строительство украинского военно-морского флота. И Лондон не отказался от этой идеи. Последние заявления Сунака свидетельствуют о том, что Лондон рассматривает практическое осуществление своей геополитической цели, то есть строительства оси Лондон – Киев – Анкара, где Киеву и территории оккупированного Крыма будут даны определенные полномочия. То есть основные усилия будут созданы именно в моменте воссоздания украинского ВМФ и, соответственно, подразделений морской пехоты, которые примут непосредственное участие в деоккупации Крыма.
– А что находится в Сакском районе рядом с селом Витино? Что там за российская военная база?
– Военная база, абсолютно правильно. Это одно из подразделений, где расквартированы [авиационные] группы Вооруженных сил Российской Федерации. Там несколько стратегических аэродромов: в районе города Саки, в районе Гвардейска и в районе Джанкоя. И давайте отметим, что в течение последнего месяца по всем трем объектам были нанесены удары, в том числе и с использованием беспилотных летательных аппаратов. Причем в районе Гвардейска, по сообщениям российской стороны, был сбит снаряд с установки "Гром-2". Следует отметить, что дальность поражения данного оперативно-тактического комплекса Украины – порядка 300 километров. Это аналог американского ATACMS. Если эта информация подтвердится, то мы можем говорить о том, что Вооруженные силы Украины кардинально изменят характер деоккупации Крыма.