В ответ на "стремление НАТО нарастить военный потенциал вблизи российских границ" в России начинают реформу армии. Призывной возраст поэтапно увеличат с 18-27 лет до 21-30. А численность вооруженных сил собираются довести до полутора миллионов человек. Эти изменения озвучил министр обороны России Сергей Шойгу на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ. Когда именно эти предложения Шойгу получат законодательное продолжение – пока неизвестно.
О предложенных изменениях в армии и их последствиях рассказал Настоящему Времени исполнительный директор правозащитной организации "Школа призывника" Алексей Табалов.
– Шойгу, как сказали бы политологи, предложил тектонические изменения правила призыва в России. Он говорит, что призывать на срочную службу в армии нужно не с 18 до 27, а с 21 до 30 лет. И в истории России и Советского Союза, насколько я понимаю, так никогда не было. Вы понимаете, зачем такая реформа понадобилась Путину и Шойгу?
– Прежде всего я бы не говорил, что это реформа. Реформой тут на самом деле никакой не пахнет. Реформированием было бы создание полностью профессиональной армии, где не было бы места обязательному призыву. А так – это просто тактические преобразования, которые идут на удовлетворение заявленных целей.
А заявленные цели две – это сохранение наступательного характера операции на Украине и военное противодействие расширению НАТО. Вот эти две цели, которые громко заявлены и ради которых, собственно, будет направлена жизнь российского общества дальше. Милитаризация, увеличение призывного возраста, увеличение армии, увеличение расходов на армию. То есть все сейчас подчинено военным целям.
– Объясните, как непосредственно изменение рамок призывного возраста меняет количество людей в армии? Я понимаю, зачем повышать призывной возраст до 30 лет – для увеличения численности армии. А зачем нижнюю планку поднимать с 18 до 21?
– Кстати, повышение призывного возраста – это не такое спорное действие. Это вполне рационально и объясняется тем, что в период с 18 до 21 года молодые люди еще незрелые, они еще находятся в какой-то пограничной зоне между детством и взрослостью. Многие из них к тому же учатся и имеют отсрочки от призыва. И военкоматы имеют большие проблемы как с качеством призывников, так и с их количеством.
Поэтому, чтобы, видимо, избавиться от этих проблем, более эффективно наладить процесс набора призывников, решили сдвинуть этот призывной возраст, что на самом деле достаточно правильно. Но эта правильность просто совпала. Это не то что министерство обороны размышляло: "Ой, а давайте повысим призывной возраст, потому что так нужно из-за того, что призывники еще не готовы". Нет, просто так совпало.
– То есть сейчас в 17-18 лет молодые люди поступают в университеты – и, получается, они их к 21 году будут заканчивать и идти в армию?
– Большинство идут не в университеты, а в средне-профессиональные учебные заведения и к 21 году их, конечно, уже заканчивают. Тех, кто пойдет в высшее учебное заведение к 21 году, будет гораздо меньше. Тем более что, скорее всего, следующим этапом наверняка будет пересмотр отсрочки. Вот это добьет или еще сильнее ограничит количество тех, кто не будет подпадать под призыв.
– Что вы имеете в виду под пересмотром отсрочек?
– Пересмотр оснований для отсрочек для освобождения от призыва. Сейчас большинство отсрочек связано как раз с обучением. Я думаю, что, поднимая призывной возраст, следующим этапом будет пересмотр этих отсрочек. То есть какие-то отсрочки будут отменены, какие-то будут изменены в соответствии с этим повышением призывного возраста. К 30 годам люди уже точно все заканчивают обучение. Никаких у них оснований для отсрочки по обучению нет, поэтому можно призвать больше людей.
– Но при этом изменение этого возраста призыва, те реформы, которые вы прогнозируете, когда именно это произойдет по закону, мы пока не знаем?
– Заявляется поэтапность этой так называемой реформы. Но я бы хотел сказать, что ее моментально провести невозможно. Это все растянется как минимум на год, потому что то количество призывников, которое нужно будет дополнительно призвать, их нужно будет где-то размещать, чем-то кормить. На это нужны деньги. Это все моментально не происходит. Нужно подготовить инфраструктуру, а ее пока нет. Поэтому будут проводить поэтапно в течение одного-двух лет. Но то, что изменения примут, – это несомненно. Я думаю, примут их очень быстро.
– А для этого нужны изменения в какие законодательные акты?
– Для этого нужно всего лишь одно изменение в статью 22 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе в части сдвига призывного возраста. Если будут меняться отсрочки, то это изменение в статью 24.
– То есть, условно, Госдума сможет эти изменения принять очень быстро?
– Мы же видели с вами, как принимались изменения в Уголовный кодекс, ужесточающие наказания: 20 сентября изменения были приняты Госдумой, 21-го числа Путин объявил мобилизацию – и 24-го числа эти поправки уже вступили в законную силу. То же самое будет и тут: их примут молниеносно.