В России стремительно растет число заболевших коронавирусной инфекцией. Практически каждый день приносит новые антирекорды. Число скончавшихся колеблется около тысячи человек в сутки, а количество заболевших исчисляется десятками тысяч. Власти снова вводят систему QR-кодов, объявляют выходные дни, отправляют непривитых стариков сидеть по домам. Страну накрывает четвертая волна пандемии. А массового иммунитета до сих пор нет: количества вакцинированных недостаточно.
Почему же массовая вакцинация населения в России провалилась? Она началась практически в одно время с Европейским союзом и США. Сам факт, что российские ученые одними из первых создали вакцины, считался предметом национальной гордости. Что пошло не так? Мы говорим об этом с российским ученым, эпидемиологом, доктором медицинских наук Василием Власовым.
– Мы с вами беседуем в день, когда побит новый антирекорд смертности в России – свыше тысячи жертв пандемии за одни сутки. Число новых случаев перевалило за 36 тысячи в день. Как вы думаете, основная причина – в провале вакцинации?
– Я сказал бы так, что провал с вакцинацией – это печально, но еще печальнее, что проваливаются фундаментальные меры контроля над распространением инфекции.
Вот это является главнейшей бедой, которая уносит сегодня жизни, и, по-видимому, совсем не по тысяче человек в день. И, по-видимому, заболевает сейчас тоже не 30 и не 50, а больше 100 тысяч.
– Вы, как врач и ученый, сталкиваетесь с людьми разнообразных убеждений. Как вы думаете, почему столько россиян не доверяют официальной медицине? Не доверяют публикуемой отчетности? Вакцинам, которые продвигает государство?
– Мне, как врачу, трудно согласиться с утверждением, что граждане не доверяют медицине в России. В действительности наши граждане никому не доверяют. Но медицина находится в ряду более или менее заслуживающих доверия россиян частей общества. Другое дело, что россияне очень недовольны ее качеством, ее обеспеченностью.
Российская медицина бедна, как церковная мышь. Для меня, например, недавно было открытием узнать, что в Якутск кислород везут баллонами из Хабаровска. Это абсолютнейшее безумие, иллюстрация такая же, как миллионы выгребных сортиров до сих пор. Что же касается недоверия конкретно к вакцине – то к вакцине могло быть больше доверия, если бы политика ее продвижения и бизнес, который с этим связан, были бы более разумными и более дружелюбными к гражданам.
– Мы видим, что такая ситуация, к сожалению, характерна не только для России. Многие говорят о том, что кампании по вакцинации провалены и в Беларуси, и в Украине. На этой неделе Латвия вводит, как вы знаете, строжайший локдаун – все закрывается. Какими аргументами, как вам кажется, руководствуются люди, которые не хотят прививаться, носить маски в общественных местах?
– Сейчас, я думаю, многие начальники будут обвинять народ в том, что он глуп, что он плохо себя ведет. Но жизнь показывает, что и латыши, и русские, и сингапурцы – люди вполне себе разумные. Только с ними нужно разговаривать на адекватном языке и честно представлять им правильную информацию.
Нет ничего другого, кроме как людей просвещать. Доза просвещения не может быть маленькой. Но этим должны заниматься не моральные уроды вроде Малышевой и Мясникова, этим должны заниматься достойные люди, обладающие профессиональными знаниями.
– Скажите, пожалуйста, а есть ли среди ваших коллег ковид-скептики? И чем их позиция отличается от обычных граждан?
– Поскольку аудитория у меня достаточно большая, то я иногда соприкасаюсь с такими людьми. Но я бы сказал так, что среди моих разумных корреспондентов таких нет. А что касается того, что среди уважаемых мною профессионалов – нет, конечно. Конечно же, нет, потому что можно по-разному расценивать отдельные аспекты этой пандемии, но никому из разумных профессионалов, знакомых с состоянием дел сегодня, в голову не придет объявлять эпидемию ничтожной, или сезонной, или легко преодолеваемой вакцинацией. Такого не может быть.
Вакцинацией проблема не решается. На это можно было надеяться в январе 2020 года, когда появится вакцина. Ну, легкомысленные люди могли на это надеяться еще в январе 2021 года. Но сегодня это уже – нет, сегодня это уже не годится.
– Последний вопрос. Я бы хотел спросить: понятно, что загадывать – дело неблагодарное, но как вам кажется, будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы? Зима идет, наступают холода, это тоже, наверное, скажется на общем числе заболевших?
– Россия – большая страна, и у нее своя динамика, в каждом регионе своя динамика. Так вот, в России начавшийся подъем заболеваемости еще какое-то время будет продолжаться. Сейчас уже очевидно, что заболеваемость будет выше, чем была в ноябре 2020 года, когда у нас был предыдущий максимум. Как долго продержится на таком уровне – никто не знает. Но очевидно, что это не закончится в ноябре.
Мои наилучшие ожидания состоят в том, что заболеваемость и смертность вырастут еще не очень сильно, и после Нового года, наверное, будет некоторое снижение заболеваемости. Думаю, что пришла пора думать об этой эпидемии как о длительном процессе и принимать меры, которые будут именно длительно действующими.