Два судебных заседания по двум делам в отношении политика Алексея Навального проходят в Бабушкинском суде Москвы 20 февраля. Рассмотрев апелляционную жалобу оппозиционного политика Алексея Навального по делу "Ив Роше", на выездном заседании Мосгорсуд принял решение оставить его реальный срок в силе. Во время специального эфира Настоящего Времени политолог Федор Крашенниников рассказал, как он представляет себе будущее протеста в России и чего ожидает от рассмотрения дел Навального.
– Я бы хотел, чтобы его выпустили, и для этого, конечно, есть все законные основания, потому что есть постановление Европейского суда по правам человека, которое касается дела "Ив Роше". Ну а дело о так называемой клевете вообще абсолютно ничего из себя не представляет, оно не должно было возникнуть.
К сожалению, мы живем в России, и то, что мы все воспитаны на каких-то западных юридических сериалах, где одна бумажка или один юридический довод разрушают все коварство прокуроров и следствия, это, конечно, не про нашу систему, потому что мы совершенно отчетливо должны все понимать. Я как человек, которого за это даже судили, остаюсь при своем мнении, что российские суды не являются ни справедливыми, ни независимыми, особенно когда речь идет о политических делах, и, конечно же, решение по этим делам выносилось в администрации президента, оно там уже готово, причем, я думаю, давно готово. И сегодня просто эти вот люди в мантиях, которых надо называть "ваша честь", зачитают эти два решения.
– Несмотря на то, что у здания суда практически нет сторонников Навального, на ваш взгляд, не захлебнулось протестное движение? И протестная волна продолжится, несмотря на приговоры Алексею Навальному?
– Абсолютно. Я не вижу никаких оснований считать, что протестная волна захлебнулась. И вот это считание протестующих по головам и стояние с таймером "вышли – не вышли" мне кажется довольно оскорбительным, прежде всего для протестующих. То есть, в общем-то, люди подвергают свою жизнь довольно серьезной опасности, и сводить все к тому, вышли люди или не вышли по первому свистку, точнее даже без свистка, это вообще довольно странно. Я абсолютно убежден, что протесты продолжатся, я абсолютно убежден, что бы там ни сделали с Навальным, это ничего не изменит в общей ситуации. Более того, это публичное издевательство над правосудием и над Навальным происходит на глазах миллионов людей. То есть все это видят, все читают хронику, смотрят репортажи оттуда. И я уверен, что это только озлобит и убедит еще огромное количество людей в том, что мы живем в крайне несправедливой жестокой диктатуре, с которой, конечно, несомненно, надо бороться. И эта борьба, конечно, несомненно, продолжится.
– Федор, уже лет 10 под пристальным вниманием все эти суды проходят. И приговор по "Кировлесу" был под пристальным вниманием, и Олег Навальный отсидел под пристальным вниманием. Почему именно в 2021 году действия судов в том числе должны, на ваш взгляд, привести к гораздо более серьезному развитию протестов?
– Потому что 10 лет – это большой срок. И если так сделать вид, что с 2011 года ничего не изменилось, это значит прожить 11 лет в коме просто. Во-первых, я не говорю, что дело именно в решениях судов, я говорю о том, что вообще-то 10 лет Алексей Анатольевич Навальный каждый день очень много что делал для того, чтобы о нем узнало как можно больше людей, чтобы у него были сторонники и штабы, поэтому 10 лет назад у него ничего не было, кроме блога.
Во-вторых, за это время очень сильно изменилось общество. И, к несчастью для власти, оно изменилось в другую сторону. Мы видим огромную сетку независимых медиа. История о том, что все наблюдали 10 лет назад за кировским судом, мягко говоря, очень сильное преувеличение. Десять лет назад никаких "всех" не было. Десять лет назад Навальный мало кому был интересен, особенно по сравнению с сегодняшним днем. Поэтому я просто не вижу никакого смысла проводить хоть какие-то аналогии с тем, что было 10 лет назад – и сейчас. Десять лет назад Алексей Навальный был начинающим политиком, а сейчас это фигура мирового масштаба, которую выдвигают на Нобелевскую премию мира, который встречался с мировыми лидерами и судьбой которого озабочен Европарламент. Поэтому я даже не понимаю, что мы с вами обсуждаем, говоря про 10 лет назад.
Навального задержали 17 января 2021 года в аэропорту Внуково сразу после его возвращения из Берлина, где он лечился после отравления "Новичком". Суд в Химках арестовал его по требованию ФСИН, а 2 февраля в здании Мосгорсуда Симоновский суд изменил политику условный срок по делу "Ив Роше" на реальный, указав, что, будучи за границей, Навальный не являлся в инспекцию отмечаться. Это, по мнению ФСИН, стало нарушением условий испытательного срока, назначенного политику после условного приговора по этому делу в 2014 году. В итоге суд приговорил Навального к трем с половиной годам лишения свободы.
Уголовное дело о клевете появилось летом 2020 года. Ветеран Великой Отечественной войны Игнат Артеменко снялся в агитационном ролике в поддержку изменений Конституции, которые предложил президент Владимир Путин. Навальный в твиттере написал, что участники агитки – "продажные холуи" и "позор страны". Обвинение потребовало назначить политику штраф на сумму 950 тысяч рублей (почти 13 тысяч долларов) или обязательные работы. Лишения свободы статья не предусматривает, но обвинение по "клевете" может привести к ужесточению наказания или изменению меры пресечения по другим делам Навального.
Европейский суд по правам человека 16 февраля потребовал от России немедленно освободить Навального, ссылаясь на так называемые обеспечительные меры, которые являются обязательными для исполнения для всех стран, подписавших Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод. Но глава Минюста России Константин Чуйченко заявил, что требование ЕСПЧ якобы "не имеет правовых оснований и является грубым вмешательством в деятельность судов" в России.