За три квартала 2020 года убыток российской компании "Газпром" составил 218,4 миллиарда рублей. За аналогичный период прошлого года компания получила прибыль 1,05 триллиона рублей. Выручка компании в этом году сократилась почти на 25%, прибыль – почти в три раза. Об этом заявлено в финансовом отчете компании за 9 месяцев 2020 года.
Управляющий партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин рассказал в прямом эфире программы "Утро", как это скажется на российских гражданах, насколько сильна конкуренция Азербайджана и почему выручка от продажи газа упала.
– Прежде всего это низкие цены на газ. Второе – это сокращение поставок на главный рынок, в Европу, из-за сокращения экономической деятельности в Европе под воздействием пандемии. То есть сразу несколько проблем. Но проблема "Газпрома" даже не в этом, а в том, что у него просто денег не остается. Мы видим, что его банковские депозиты за три квартала этого года уменьшились на 90%.
Куда делись деньги? Выясняется, что "Газпром" их вкладывает в новые проекты, которые окажутся такими же провальными, как "Северный поток – 2", "Турецкий поток", "Силы Сибири" и так далее. То есть проекты, которые не обещают абсолютно никакой прибыли. Это деньги, потраченные впустую. Компания выступает не как коммерческий субъект деловой деятельности, а как инструмент для перекачивания государственных, по сути, денег – все-таки наполовину это государственная компания – в карманы частных подрядчиков, которые строят никому не нужные газопроводы. Эта функция компании мешает ей быть нормальным участником деловой активности.
– Как вы считаете, это положение дел – это сильный удар по компании "Газпром" и в целом по России? Или удар, который можно легко выдержать?
– Это очень сильный удар. От газа Россия получает гораздо меньше, чем от нефти. Но мы видим, что в компании занято почти полмиллиона людей, а если учесть членов их семей, то от деятельности компании зависит огромное число российских граждан. И когда компания находится в плачевном состоянии из-за того, что она чересчур политизирована, то, конечно, страдает много людей.
– В ноябре стало известно, что Азербайджан теперь сможет транспортировать десять миллиардов кубометров газа в год в страны Евросоюза. Как вы считаете, это сильные конкуренты "Газпрома"?
– Это не просто сильный конкурент. Фактически Азербайджан заменил "Газпром" на юге Европы. Газпромовские планы включали сначала "Южный поток", потом "Турецкий поток" для того, чтобы гнать газ в страны Балканского полуострова, в Грецию, а дальше в Италию. А теперь в Грецию и Италию поступает азербайджанский газ. И поступает он еще и в Болгарию, которая на одну треть уменьшила свою зависимость от "Газпрома". Это огромный удар по "Газпрому", от которого он вряд ли на юге Европы, на тех рынках оправится.
– Насколько реальны планы "Газпрома" по строительству водородного завода в Германии?
– Мы видим, что, как показала практика, "Газпром" не умеет заниматься ничем, кроме добычи газа и экспорта чистого отбензиненного газа в страны Европы, в Турцию, а сейчас еще и в Китай. Он не умеет ни сжижать газ, ни делать нефтехимию, ничего этого он не умеет. И теперь вдруг он объявляет, что он займется водородом. И если вглядеться в эти планы, то это так называемый серый водород, то есть водород, на который будет потрачена энергия, и выброс парниковых газов будет еще больше, чем эффект от сокращения выбросов в водородной энергетике. Я с сомнением отношусь к планам "Газпрома" в этом направлении.
– А как вы относитесь к будущему "Газпрома"? В дальнейшем вы видите усиление или ослабление позиции "Газпрома" в ЕС по всему этому поводу?
– Я думаю, что газ будет по-прежнему нужен и газ России будет по-прежнему востребован в Европе. И, скорее всего, "Газпрому" удастся на длительное время, до 2030-го, может быть, года, сохранить ту нишу, которую он в процентном отношении занимает на рынках Европы. Меньше 30 процентов от европейского потребления газа. Газ российский по-прежнему будет нужен.
А вот что касается положения "Газпрома", то, скорее всего, тут будет ухудшение. Ему потребуется государственная помощь, поскольку у него грандиозные новые планы опять строить газовый коридор с Ямала аж до монгольской границы. Безумные планы, но тем не менее они очень сильно повлияют на финансовое положение "Газпрома".