Соратников Алексея Навального задерживают, а к членам команды по всей стране полиция приходит с предупреждениями в преддверии субботней акции протеста.
О том, что происходит, мы поговорили с адвокатом Михаилом Бирюковым. Он специализируется на юридической помощи задержанным.
— В вашей практике случались такие дни, как сегодняшний? С таким количеством задержанных, посещений участковых, вынесенных предупреждений и так далее?
— Такой тотальной зачистки не было ни разу. Перед акциями, да, приходили, накануне или утром сотрудники полиции. Но они приходили к единичным активистам, к Яшину, к Галяминой, с предупреждениями о недопустимости участия в несогласованной акции.
Но такой тотальной зачистки, чтобы за день, за два дня практически до проведения акции задерживать и оставлять в полиции активистов, такого не было.
— Так это же и по всей стране. Это должен быть какой-то централизованный приказ на все отделения полиции по всей стране?
— Мы считаем, что это именно так и произошло.
— А вот то, что Роскомнадзор штрафует соцсети за якобы вовлечение в несанкционированные акции, это тоже новшество, такого не было раньше?
— Такое тоже впервые. В 2019-2020 годах призывы распространялись без каких-либо санкций со стороны Роскомнадзора. И, соответственно, это тоже новая модель поведения властей.
23 января с 12:00 мск Настоящее Время ведет прямую трансляцию из разных российских городов, а также обсуждает в прямом эфире с экспертами и политиками перспективы протестов и самого дела против Навального:
— В Татарстане возбудили первое уголовное дело из-за якобы призывов к массовым беспорядкам. Само сообщение на сайте Следкома республики выглядит, мягко говоря, странно: "Двадцатого января 2021 года неустановленное лицо разместило в одной из социальных сетей информацию с призывами о совершении массовых беспорядков 23 января 2021 года. При этом злоумышленник снабдил сообщение соответственными инструкциями по антиобщественному поведению". Я не понимаю, что такое "антиобщественное поведение". Но я не разбираюсь в российском законодательстве настолько глубоко. Возможно, вы знаете, что это за формулировка?
— Мы сталкиваемся с самыми необычными формулировками, которые обкатываются сначала в регионах, а потом начинают применяться достаточно широко. Нет в законе такого поведения. Есть хулиганство. Есть нарушение установленного порядка организаторами или участниками шествий и митингов. Но самого по себе антиобщественного поведения нет.
У нас наши законодатели перед Новым годом приняли целый пакет документов, которые, мы боимся, что будут задействованы на ближайшей акции.
— Какие именно законы вы боитесь, что будут задействованы?
— Мы все знаем, что привлекают к административной ответственности по статье 19.3 "Неповиновение сотрудникам полиции", по статье 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения шествий, митингов, собраний, пикетов".
А вот появилась новая редакция статьи в Уголовном кодексе. Статьи 67 "Приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения". Так вот теперь не только к административной ответственности можно привлекать за помехи пешеходам в движении, но и даже за создание угрозы помехи движению можно привлекать к уголовной ответственности.
— Ну, условно, если люди будут ходить по зебре, переходить, это можно трактовать как перекрытие этих самых путей сообщения. И это уголовная статья.
— Препятствие движению транспортных средств и пешеходов либо угроза повреждению или уничтожению имущества физических или юридических лиц наказывается лишением свободы на срок до одного года. Штрафы до трехсот тысяч или максимум лишение свободы до одного года.
— Еще какие законы могут быть использованы из новых?
— В статье 20.2 Административного кодекса предусмотрено за создание помехи пешеходам и транспортным средствам штраф в размере до 50 тысяч рублей или арест до 15 суток. Это новшества, которые введены с Нового года.
Изменения коснулись и статьи о хулиганстве. Там точно так же угроза причинению вреда здоровью граждан рассматривается теперь как уголовный состав. Столь широкий набор репрессивных мер позволяет властям произвольно привлекать за одно и то же деяние по своему усмотрению к административной или уголовной ответственности.
— Кто самый буйный, можно и уголовку впаять, простите за такой жаргон. Что за поквартирный обход с предупреждениями? Это вообще в юридической плоскости? И после подобных предупреждений могут быть какие-то дальнейшие действия силовиков?
— Обход лежит не в юридической плоскости. Это профилактический обход лиц, которые склонны к правонарушениям. Их ставят на профилактический учет, с ними должны проводиться профилактические беседы. Это регламентируется внутренними нормативными актами.
Никакой ответственности, административной или уголовной, за отказ подписать или за отказ беседовать, никаких принудительных приводов на подобного рода беседы законом не предусмотрено. Это абсолютный произвол, это абсолютное беззаконие – то, что творится относительно активистов и сотрудников штаба Навального.
— Кто может дать централизованное распоряжение для всех органов страны, о котором вы говорите?
— Сотрудниками правоохранительных органов полиции руководит министр внутренних дел. Министр внутренних дел подчиняется президенту Российской Федерации.