В России 1 июля проходит основной день голосования по поправкам к Конституции. Приходить на участки жители могли с 25 июня, явка по итогам первых шести дней, по данным Центризбиркома, превысила 55%. При этом голосование не является референдумом и проводится без оглядки на действующее избирательное законодательство РФ. Юрист Ольга Кряжкова рассказала Настоящему Времени, для чего российским властям потребовалась процедура голосования и к каким изменениям оно приведет.
"Если мы обратим внимание на билборды, плакаты, которые призывают всех приходить на избирательные участки и отдавать свой голос за поправки, может создаться впечатление, что речь действительно идет о принятии новой Конституции. Но юридически это не так. Новая Конституция не принимается – в нее именно вносятся поправки.
Если мы посмотрим на текст закона, то увидим слово "поправка" в единственном числе. Двести шесть изменений, которые охватывает собой эта поправка, вроде как являются единой поправкой. На самом деле это, конечно же, не так.
Как это выглядит с точки зрения правомерности? Вообще интересно, зачем граждан подключили к принятию этой конституционной поправки. Вступление в силу поправок на самом деле не требует участия граждан. С точки зрения процедуры поправки принимаются в Федеральном собрании, затем они одобряются в законодательных органах субъектов Российской Федерации, а затем они подписываются президентом и после этого вступают в силу.
В нашем случае в эту процедуру было добавлено еще два пункта. Первое – это заключение Конституционного суда о том, соответствуют ли изменения неизменяемым положениям Конституции. [Второе] – это само общероссийское голосование, на котором граждане одобрят или не одобрят конституционные изменения.
По процедурной части необходимости участия граждан здесь нет. Но если вернуться к моему первому тезису о том, что создается впечатление, будто принимается новая Конституция, то участие граждан становится вроде как каким-то дополнительным фактором, легитимирующим огромное количество поправок, существенно изменяющих конституционный текст. Это интересная ситуация. Прежний опыт принятия конституционных поправок, который был в России, а до 2020 года таких случаев было четыре, ничего подобного не предполагал. С другой стороны, те поправки не были столь масштабными.
Какие последствия будут после того, как это все вступит в силу? Первое и самое главное – будет меняться законодательное регулирование. Уже сейчас перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с конституционными поправками, насчитывает 35 пунктов. Это значит, что 34 закона должны быть изменены. Среди них – закон о Конституционном суде, закон о судебной системе, закон о правительстве Российской Федерации, закон об основных гарантиях избирательных прав, закон об общих принципах организации местного самоуправления, – должны быть исправлены, плюс принят новый закон о Государственном совете.
Почувствуют ли граждане на себе какие-то изменения сразу после вступления этих поправок – все-таки буду говорить во множественном числе – в силу? Наверное, нет. Но они прочувствуют это точно потом, после того, как законодательное регулирование будет изменено. А каким образом оно будет меняться, предсказать на этом этапе достаточно сложно".