Владимир Путин пообещал новые меры поддержки. В этот раз – авиационной отрасли, которая сильно пострадала из-за пандемии. А еще Путин потребовал "повысить исполнительную дисциплину".
О том, насколько эти меры действенны, мы поговорили с президентом Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководителем сети World Gym в России Ольгой Киселевой.
— Расскажите, что из объявленной властями помощи помогло, что не помогло, а что действительно нужно?
— Пул мер – уже четвертый, который принимается правительством Российской Федерации для помощи бизнесу. Фитнес в этой ситуации – одна из пострадавших отраслей, мы действительно где-то к 20-м числам марта практически перестали получать хоть какие-то доходы. То есть продавать клубное членство мы уже практически не смогли. И с этого момента возникла проблема необходимой помощи нам, потому что в 20-х числах уже фитнес-клубы Москвы закрыли решением местного правительства.
— И вам начали говорить, что сейчас будем помогать.
— Первое, что было в пуле мер, – это зарплатные кредиты. То есть это кредит на выплату заработной платы в тот момент, когда деятельность фитнес-клубов была полностью приостановлена, все ушли на каникулы.
К сожалению, количество фитнес-клубов, которые в состоянии были получить эти кредиты, их было минимально. Потому что необходимо было попасть в ОКВЭДы (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – НВ), то есть 93-й ОКВЭД, по которому мы работаем, необходимо быть в реестре МСП (малых и средних предприятий – НВ). Необходимо было иметь зарплатные проекты в тех банках, на которые были распространены эти меры Минэкономразвития, и необходимо было успеть это сделать. И не всегда МРОТ, в рамках которого выдавался этот зарплатный кредит, выдавался по полному МРОТу.
— Я хочу обратить внимание, я не бизнесмен в России: по тому количеству аббревиатур, которые вы упоминаете в этом объяснении, я понимаю, что получить эти кредиты нельзя.
— Да.
— Это так устроено было, потому что все зарегулировано, или в этом был умысел, чтобы на самом деле не дать?
— Я не думаю, что это был умысел. Я думаю просто, что это совершенная неожиданность для банков, для системы российской. И когда это спустили, регуляторика не позволила это сделать. Поэтому, к сожалению, ничего не получилось.
— Тогда попытались что-то еще предложить вам, я так понимаю?
— Предложили на самом деле первоначально в пуле мер еще и вопросы по аренде, потому что аренда – это тоже очень серьезная расходная часть фитнес-клубов. С арендой тоже не очень получилось, потому что это отсрочки. А раз это отсрочка, значит, в тот момент, когда мы выйдем с каникул, нам необходимо будет сделать выплаты по аренде.
— То есть вам никто денег не дал, вам предложили в лучшем случае одолжить под не очень хорошие условия?
— Это реально так. Потому что и кредиты, и отсрочка по аренде – это условия, которые мы должны будем выплатить.
— Бизнес – такая штука, для того чтобы все начали покупать, пользоваться парикмахерскими, приходить к вам в фитнес-центры, у людей на руках должны быть деньги. Мое простецкое такое понимание, что пока людям эти деньги не раздашь, бизнес не запустится. Как это на самом деле устроено, как вы понимаете?
— На самом деле, наверное, так. У нас была идея, с которой мы двигались в правительство, для того чтобы попытаться сделать какие-нибудь субсидии для граждан, которые бы пошли и купили у нас услуги после того, как мы откроемся, потому что своих денег у нас не будет. Но, к сожалению, эти меры не были приняты.
— Скоро вам дадут возможность начинать работать, судя по тому, что сейчас говорят в Кремле. Сколько из вас откроется, какое количество персонала вы потеряли? Чтобы просто представить себе, что происходит в стране в целом.
— Я сейчас опять буду пугать вас цифрами, вы же не бизнесмен. Примерно следующая история. Мы прогнозируем, порядка 70% предприятий не откроются после выхода с каникул. Это примерно 500 тысяч сотрудников. До этого в фитнес-индустрии занималось около 7 миллионов клиентов, соответственно, порядка 5 миллионов клиентов потеряют эту возможность. Вот три ключевых цифры.
— У вас сейчас есть 10 секунд, для того чтобы как будто бы сказать Владимиру Путину, что нужно сделать.
— Субсидируйте заработные платы бизнесу и дайте возможность бизнесу не платить аренду в этот промежуток времени.