Президент России Путин 25 марта выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Кроме переноса всенародного голосования по поправкам к Конституции, он объявил неделю с 30 марта по 5 апреля в России нерабочей, пообещав при этом сохранение заработной платы. Российский президент также рассказал о мерах поддержки населения на период борьбы с пандемией, в частности предложил отсрочку по уплате налогов и выплате кредитов малому и среднему бизнесу, а также посильную и необременительную процедуру банкротства.
Поможет ли это, в эфире программы "Вечер" рассказал руководитель операций на валютном и денежном рынках коммерческого "Металлинвестбанка" Сергей Романчук.
— Вы уже решили в банке, как реагировать на это предложение каникул по кредитам?
— Предложения каникул по кредитам пока не детализированы, но понятно, что банк будет реагировать в полном соответствии с теми нормативными актами, которые в итоге придут из ЦБ.
— Как это в итоге отразится на банке и вообще на банковской системе?
— Понятно, что сейчас банковская система испытает определенные сложности, с этим связанные. Но думаю, что в силу того, что это довольно временные меры, они не станут какими-то очень уж непреодолимыми. Потому что одновременно с этим то, о чем сейчас президент не говорил, но говорил раньше Центральный банк, Центральный банк со своей стороны предлагает меры, которые помогут банкам пройти через возможный кризис ликвидности, кризис, связанный с переоценкой бухгалтерской того, что происходит сейчас из-за быстрых изменений цен на рынках.
Так или иначе, регуляторные нормы будут смягчены, что позволит банкам не испытывать проблем с капиталом и ликвидностью.
— Этот кредитный портфель от населения – он вообще большой в банках обычно?
— Это очень сильно зависит от бизнес-модели банков. Некоторые банки на этом только специализируются, для других это маленькая часть, поэтому я бы не стал говорить, что это одинаковая вещь по всей системе. Но если мы вспомним, в прошлом году как раз-таки потребительское кредитование было самым растущим сегментом на банковском рынке, поэтому, конечно, это является важным банковским продуктом практически для всех. А для кого он важнее или нет – это очень сильно зависит от конкретного имени банка.
— Эти недельные каникулы, на которые все предприятия, предприниматели должны отправить своих сотрудников, как они отразятся на бизнесе?
— Здесь, по-моему, все бизнесмены довольно-таки единодушны в оценке этих мер. Вряд ли их можно назвать антикризисными. Они однозначно являются популистскими, должны понравиться, наверное, большинству. Но, очевидно, не понравятся владельцам бизнеса, потому что для них это просто прямой вычет из их денег, потому что необходимо оплачивать в данном случае вынужденные отпуска для всех работников, не получая никаких доходов.
И это, конечно, получается совсем не то, что происходит, например, в других странах, где бизнесу помогают. А в данном случае, наоборот, бизнес ставят перед фактом, что он должен помочь преодолеть этот кризис, и с него берутся дополнительные деньги.
— Каким образом это решение могло бы стать не популистским?
— Не популистски – это объявление такого нормального карантина. Не то что это какой-то отпуск непонятный: вот, смотрите, на деньги работодателя можно хорошо провести время дома. При этом жестко не заявляется, что нельзя выходить, общаться, что цель этого – именно в том, чтобы сдержать распространение вируса.
Как можно было бы? Ну, можно было бы, например, компенсировать бизнесу потери на эти отпуска, чтобы они оплачивались не со стороны бизнеса, а со стороны государства.
— Фискальные меры, вот эти налоги на дивиденды, вывод доходов из России, о которых Путин упомянул в самом конце своего выступления (я это окрестила новым налогом для богатых) – это как-то связано с эпидемией? Или это какие-то отдельные совершенно меры? Что вообще это может означать?
— Это еще одна мера, которая очевидно не помогает в борьбе с кризисом, а, наоборот, подливает масла в огонь. Я бы сказал, что это крайне плохое решение хотя бы по таймингу. Оно чем-то напоминает то, что произошло на нефтяном рынке, где Россия вдруг внезапно решила в самый пиковый момент, ответственный для нефтяных цен, выйти из сделки с ОПЕК, что обвалило в результате того, что Саудовская Аравия ответила, цены на нефть на 30% на текущем рынке.
Здесь тоже эта мера очевидно дестимулирующая инвестиции в российскую экономику со стороны иностранных инвесторов, создающая неопределенность. Потому что отмена соглашений о двойном налогообложении – это очень большая вещь, которая заставит десять раз пересмотреть, что будет с пакетом инвестиций в России. И я думаю, что для кого-то это может быть поводом выйти отсюда. Кстати, рубль продемонстрировал это буквально, ослабившись копеек на 50, как только вышла эта новость.