Премьер-министр Михаил Мишустин в понедельник, 18 мая, дал властям один день на решение проблемы с выплатами российским врачам. Он заявил, что замечания, высказанные президентом, надо устранить до 19 мая. Мишустин указал, что средства на стимулирующие компенсации уже поступили в регионы и их следовало бы уже довести не только до медучреждений, но и до "конкретных людей". Компенсации должны выплачиваться вне зависимости от количества часов или смен, подчеркнул премьер.
Ранее президент Путин поручил выделить компенсации медикам за работу с коронавирусными больными до 15 мая. По 80 тысяч рублей должны получить врачи, которые работают с инфицированными, по 50 тысяч – средний медперсонал в больницах и фельдшеры и по 25 тысяч – младший медперсонал в больницах и водители "скорых", на которых перевозят инфицированных коронавирусом.
Однако медики в разных регионах сообщали, что им эти надбавки не выплатили или выплатили лишь частично, посчитав работу с заболевшими COVID-19 "чуть ли не посекундно".
Сотрудники скорой помощи города Всеволожска в Ленинградской области были вынуждены обратиться к журналистам, чтобы получить свои деньги.
Медицинская сестра-анестезист Антонина Казакова ездит на самые сложные вызовы. Обычно это падения с высоты, дорожные аварии, ножевые ранения, а сейчас еще и коронавирусная инфекция.
За прошлый месяц Антонина помнит как минимум пять пациентов с подтвержденным коронавирусом. А еще были просто пневмонии. За этот риск президент Путин обещал ей и ее коллегам по 25 тысяч рублей ($340). Плюс региональная выплата. Но за апрель вознаграждение медсестры не дотянуло даже до десяти тысяч рублей: на руки она получила меньше $150.
"Я получила выплаты тремя платежами: первый – около 800 рублей, второй – 4000 рублей и третий – 3000 с копейками. В общей сложности – 7000 рублей из областного и федерального бюджетов, – рассказывает медсестра. – Дело даже не в этом. Мы бы работали все в одном режиме, да, нам не нужны были никакие доплаты, но когда по телевизору объявляют, что медицинские работники обязаны получить эти деньги, а по факту мы ничего не получаем – ну это как-то грустно".
В профильном комитете администрации Ленинградской области Настоящему Времени объяснили, что суммы вознаграждений зависят от учета отработанных смен, их считают руководители на местах. Размер вознаграждений опубликован на сайте правительства региона – это прибавка к федеральным выплатам. Цифры надо суммировать.
"Получилось даже так, что из федерального бюджета, то есть от Владимира Владимировича, мы получили даже меньшую сумму, чем губернаторскую. У некоторых эта сумма варьируется от 146 рублей – без нулей, естественно, – до нескольких тысяч, буквально двух-трех", – рассказывает фельдшер скорой помощи Александра Жукова.
Выходит, что у медиков оплата за риск – почасовая. Только так можно объяснить, почему врач анестезиолог-реаниматолог Никита Наумов за свою работу получил не 50 тысяч рублей ($680 по текущему курсу), а меньше половины.
"Вы можете за минуту заболеть, находясь с пациентом, а также можете сутки находиться с ним и не заболеть. Считать какие-то минуты или часы – это неправильно", – считает Никита Наумов.
Фельдшер скорой помощи Сергей Еременко говорит, что в зоне риска врачи находятся постоянно: "Ты не знаешь, кого везешь. У всех температура, у кого-то ты "наслушиваешь" пневмонию, которая должна подтверждаться потом специальными исследованиями. Бывают просто неподтвержденные. Ты везешь как контактного, возможно, потому что у них только потом берут мазки, ты через несколько дней узнаешь, COVID-19 или нет".
С тем, что так нельзя рассчитывать суммы выплат, пришлось согласиться даже Владимиру Путину. В конце прошлой недели он потребовал рассчитать всех медиков, не высчитывая часы и минуты, проведенные с пациентами, у которых диагностирован коронавирус.
Сотрудники скорой помощи во Всеволожске накануне публикации материала получили обещанные деньги: по 25 и 50 тысяч рублей в зависимости от должности. Но, видимо, в следующем месяце прибавку получат уже не все. Медики рассказали журналистам, что на их станции бригады разделили на "ковидные" и "нековидные" – те, кого отправят работать с коронавирусом и кого не отправят. При этом, правда, пока никакого внутреннего карантина не ввели: медики вне зависимости от своего статуса продолжают общаться друг с другом.
Борьба за положенные медикам надбавки в России приобрела федеральный масштаб. Врачи публикуют коллективные обращения и передают расчетные листки юристам и правозащитникам в своих регионах.
В мурманский штаб оппозиционного политика Алексея Навального тоже прислали расчетные листки медиков. Виолетта Грудина, руководитель отделения штаба Навального, прокомментировала эти документы: "Был брифинг у губернатора, где затронули тему выплат медикам. Министр здравоохранения сообщил, что медикам оплачивается поминутная работа. Работа медиков в таких тяжелых условиях, грозящих их жизням и здоровью, оплачивают копеечными деньгами – по 100-200 рублей. А санитарке вообще 22 рубля выплатили".
В Нижегородской области медицинские работники лично потребовали обещанные деньги у своих руководителей, а видео встречи выложили в интернет.
После шумихи в прессе и соцсетях медикам стали выплачивать положенные деньги. В некоторых субъектах, помимо федеральных выплат, губернаторы обещали и региональные надбавки. В таких республиках и областях суммы должны быть выше, чем 25 и 50 тысяч рублей.