От "Разговоров о важном" в российских школах переходят к делу – теперь старшеклассников будут учить стрелять боевыми патронами, управлять дронами и оборудовать окопы. На этом фоне участники войны в Украине сами рвутся в классы, чтобы поделиться со школьниками личным опытом в рамках курса все тех же "Разговоров о важном".
Школы в приграничных с Украиной регионах готовятся к 1 сентября, укрепляя свои здания мешками с песком. "Безопасные зоны тут укрепляют мешками с песком, окна скоро обклеят бронепленкой", – рассказывает гостелевидению представитель школы "Формула успеха", которая находится примерно в 23 км от границы с Украиной.
По правилам, которые действуют в регионе, в школах, которые находятся в зоне от 0 до 20 км от границы, дети будут обучаться в дистанционном формате. В школах, расположенных в зоне далее 20 км от границы, предлагают следующие варианты обучения: очный, сочетание очного и дистанционного обучения для части учащихся, сочетание очного и дистанционного изучения некоторых учебных предметов. Кроме этого, все школы, планирующие работать очно, должны иметь укрытия, рассчитанные на всех учеников, а их уроки должны укладываться в световой день. Приоритет на обучение в очной форме – у 1-х, 5-х и выпускных 9-х и 11-х классов.
"За каждым классом закрепляется отдельный кабинет, передвижение между кабинетами от урока к уроку мы исключаем в целях безопасности. Таким образом лучше ориентироваться во время внештатных ситуаций", – говорит мэр Белгорода Валентин Демидов.
О внештатных ситуациях местные власти и жители региона хорошо знают. Несмотря на то, что официально военное положение в Белгородской области из-за войны в Украине не введено, в телеграм-канале губернатора Вячеслава Гладкова регулярно выкладывают последствия прилетов. Перед 1 сентября глава региона поручил подчиненным выяснить, какая пленка лучше других защитит окна школ и детских садов в Белгородской области.
"По пленке уже дал задание, встречались с директорами школ и детских садов договорились, что возьмем старые стеклопакеты, что у нас есть после замены во время капремонта. Возьмем несколько видов пленки, попросим Росгвардию на полигоне отстрелять и посмотрим. Та пленка, которая наиболее эффективна, ее будем использовать. Решение есть, я команду такую уже дал", – рассказал губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.
Позже губернатор добавил, что денег на специалистов по поклейке бронепленки нет, поэтому регион просит помочь родителей и администрации школ: "По наклеиванию на окна нанимать и дополнительно тратить деньги необходимости нет. Очень надеюсь на позицию родителей, потому что делаем все для наших с вами детей. Заставлять никто никого не будет. Но если родители примут решение и помогут наклеить пленку, я думаю, что это будет правильно".
Там, где специальной пленки не оказалось, по-видимому, окна было решено заклеить крест-накрест.
Что касается изменений в программе, то в российских школах с 1 сентября вместо ОБЖ начнут преподавать ОБЗР, "Основы безопасности и защиты родины", для 10-х и 11-х классов: по сути, это возвращение уроков начальной военной подготовки. Решение об этом недавно приняли в Госдуме, предмет входит в обязательную программу, отказаться от него нельзя.
По подсчетам издания “Важные истории", НВП займет 12% учебного времени. В программе курса:
- устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО,
- наводка оружия, сущность, виды и приемы производства выстрела, выбор момента выстрела,
- устройство и сборка автомата Калашникова.
По итогам курса подростки должны научиться:
- вести огонь из стрелкового оружия,
- действовать на поле боя,
- оборудовать окоп для стрельбы лежа,
- знать порядок подготовки к бою ручных гранат.
Учить всему этому в обязательном порядке будут старшеклассников, многие из которых могут быть нацелены на успешную сдачу выпускных экзаменов ЕГЭ и поступление в вузы, а вовсе не подготовку к армии.
"По содержанию того, что происходит с программой, по тем формам, когда детей вовлекают в прямую поддержку войны – от изготовления окопных свечей до шитья одежды и написания писем солдатам, вся эта активность и та риторика, которая пришла в новом учебнике Мединского, которая больше похожа на пропагандистское ТВ-шоу, чем на академическую книгу, все это напрямую противоречит закону", – считает глава "Альянса учителей" Даниил Кен.
В школьную программу в России также включили стрельбу боевыми патронами. В программе курса говорится, что эти уроки должны проходить на оборудованных стрельбищах и в тирах под руководством опытных офицеров воинской части или инструкторов.
"К проведению этих уроков, – говорит Даниил Кен, – хотят привлекать в том числе бывших военных, которые вернулись из Украины. Это люди с покалеченной психикой, и понятно, что, когда государство поощряет тех, кто поддерживает войну, это развязывает руки оголтелым сторонникам войны, которые в школах, как и во всем обществе, есть".
Один из главных лоббистов возрождения в современной России – практик военной подготовки Юрий Трутнев, полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе. Член партии "Единая Россия" и герой антикоррупционных расследований Алексея Навального.
"Человек – миллиардер, он в своем доме стоимостью в 2 млрд рублей ставит двух слоников, двух антилоп, которые охраняют вход по его каменной лестнице. Ну потому что это, в принципе, люди с воображением табуретки", – говорит в расследовании Навальный.
По мнению Юрия Трутнева, страны НАТО пытаются сломить экономику, культуры и традиции в России через пропаганду в интернете. Поэтому, считает полномочный представитель президента, самое время возродить военную подготовку. Составители курса, похоже, с Трутневым согласны, в программе заложено "воспитание эстетического отношения к миру в сочетании с военной культурой".
"Мы изучали мины, какие они бывают, какое предназначение – танковые, пехотные. Нас научили их закладывать, находить и обезвреживать, – рассказывает Юрий Трутнев. – Мы же воспитываем не только умение держать в руках автомат или перебинтовывать раненого человека, мы воспитываем патриотизм и любовь к родине".
Подобного рода патриотизм и любовь к родине попытались против воли школьной администрации привить школьникам участники так называемой военной спецоперации в Перми.
Участники войны в Украине настойчиво выразили желание участвовать в "Разговорах о важном", а в Пермской школе № 12 с углубленным изучением немецкого языка еще в прошлом учебном году попытались это желание пресечь. В школу приходили сотрудники местного УФСБ – из-за визитов в школу педагогов из Германии. В итоге к новому учебному году программу обмена с Германией закрыли, из школы уволились 11 учителей и директор Елена Ракинцева. Родители и школьники выступили с протестом, на школьных воротах появились плакаты.
По меркам Перми – скандал огромный, правда, оставшиеся сотрудники утверждают, что в школе все в порядке. "У нас все хорошо. У нас проводятся "Уроки мужества", проводятся "Разговоры о важном". У нас все хорошо, все отлично. Кто-то какой-то мусор несет непроверенный – нечего. Пишут что попало", – говорят сотрудники школы.
"Нет, я комментировать ничего не буду, как исполняющая обязанности директора школы комментировать не буду. Вся информация в департаменте. Как-то это сказалось на жизни школы? У нас все хорошо. У нас все хорошо, поверьте", – заявила исполняющая обязанности директора школы № 12 в Перми.
В апреле анонимный телеграм-канал "Прикамские витязи", который симпатизирует участникам "СВО", обвинил 12-ю школу в отказе проводить “Разговоры о важном” при участии ветеранов войны. В мае "Витязи" опубликовали пост, который некоторые расценили как донос на завуча школы.
"Есть школы, которые не хотят этого делать, вот пермская школа с углубленным изучением немецкого языка, ну вот посмотрите – показательно с ней расправились, как и со мной", – сказала учитель математики Татьяна Червенко. Ее уволили из московской школы после критики "Разговоров о важном", интервью каналам "Настоящее Время", "Дождь" и пары доносов.
"Я не жалею ни о чем, – говорит Татьяна Червенко, – я считаю, это вредные вещи, это часть пропаганды и с этим надо бороться. Это учит лицемерию детей. Сейчас уже учебник истории появился переписанный. Говорят, что уроки английского языка сокращают. Это все нехорошо".
Сейчас учительница Червенко занимается репетиторством, волонтерством и продолжает давать уроки математики своим ученикам: "Своих ребят, которые у меня были в классе, кто хочет, я бесплатно с ними занимаюсь раз в неделю, я с ними общаюсь, они хорошие и милые. Дети у нас очень хорошие растут, вся надежда на них".
Еще один учитель, которого уволили из школы за отказ работать по государственным методичкам и открытой антивоенной позиции, – Кямран Манафлы. Он работал в среднеобразовательной школе в Москве учителем географии.
После поста в инстаграме, где он сказал, что не хочет "быть зеркалом государственной пропаганды" и гордится тем, что не боится писать об этом, а также тем, что он учитель, его уволили за "аморальное поведение".
"Как мне кажется, это ужас какой-то происходит – то, что боевыми патронами могут начать стрелять в 10-11-м классе, что учебники истории переписали. То, что в ЕГЭ уже в бланках есть текст истории про участников войны. Это и ужас, и позор, порча системы образования, которая и так на грани своего существования адекватного. Его пытаются добить этими бессмысленными встречами с героями так называемыми, которые год назад могли сидеть в тюрьме за убийство, а сегодня они стали героями. Это ужас и это позор", – считает учитель географии Кямран Манафлы.
Кямран эмигрировал в США. Он готовится поступать в магистратуру и, вероятно, после продолжит педагогическую карьеру в новой стране. О том, каким учителем был Манафлы в России, говорят сообщения от его учеников после увольнения: "Самый крутой классный руководитель. Жалко, что мы живем в такое время, безумно несправедливое".
"Мне дети – когда война началась 24 февраля – писали письма, свои мысли. Им было сложно это сказать, как такое может быть, почему моя страна начинает войну?" – вспоминает Кямран.
Министерство просвещения России в начале августа представило новые учебники истории для 10-х и 11-х классов, один из соавторов – помощник президента России Владимир Мединский. Там появились главы о так называемой СВО, а стиль оформления учебных материалов журналисты сравнили с пропагандой, далекой от классического академического стиля. В тестовых заданиях ЕГЭ для выпускников следующего года уже появились задачи, связанные с войной и оккупацией ряда украинских регионов.