Утро 25 февраля началось с сообщений о взрывах в Киеве. Минобороны Украины рассказало о потерях российских войск с начала вторжения на 3:00 25 февраля: более 30 танков, 7 самолетов, около 800 человек личного состава. За первый день боев погибли 137 украинских военнослужащих, сообщил ранее президент Украины. США ввели санкции против Сбербанка и ВТБ, в ЕС согласовали новый пакет санкций, которые затронут 70% банковского сектора России.
Президент России Владимир Путин готов отправить в Минск на переговоры с Украиной делегацию Российской Федерации, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее сегодня президент Украины Владимир Зеленский обратился к Путину с предложением сесть за стол переговоров, "чтобы остановить гибель людей".
Напомним, что в ночь на 24 февраля Владимир Путин объявил о начале "специальной военной операции". Владимир Зеленский объявил на всей территории Украины военное положение и подписал указ о всеобщей мобилизации.
Мы поговорили с украинским политологом Олегом Саакяном о плане Путина и о том, что сейчас происходит на улицах Киева:
— Олег, подскажите, пожалуйста, вы находитесь сейчас в Киеве?
— Да, сейчас в Киеве в Подольском районе.
— Какая там ситуация?
— В принципе ситуация более-менее спокойная. В Киеве утро, город просыпается – те, кто спали, те, кто не спали, люди в бомбоубежищах. Их многих знакомых, с кем я общался, кто-то спускался в бомбоубежище, кто-то ночевал в ванной. Более-менее. Ситуация на левом берегу пожестче. Там все-таки были сбития ракеты и самолета. Поэтому, конечно же, там ночь была намного менее спокойная. Киев все-таки большой город, поэтому часто если здесь воздушная тревога включается в одном районе, то в другом районе ее может быть не слышно.
— А вам уже приходилось спускаться в бомбоубежище? Я знаю, что вчера буквально все украинские телеканалы проводили трансляции и эти трансляции обрывались в прямом эфире – звучала сирена воздушной обороны, все уходили в бомбоубежище. У вас была такая практика?
— Конкретно бомбоубежища в Дании, где я живу, нет, но есть укрытие. Такое уже было, приходилось спускаться, проверять. Но на самом деле, слава богу, нет никакого стратегического объекта рядом, поэтому в этой всей ситуации я не нахожусь в топовой точке риска: нет рядом ни аэропорта, ни военной части, ни критической инфраструктуры.
— Но тем не менее мы видели, как сбили крылатую ракету "Калибр", она упала на жилой дом. Сбили самолет, я так понимаю, что российский, – он тоже упал на жилой дом. Можно ли говорить, что в Киеве есть какие-то районы безопасные и есть какие-то более опасные?
— Можно сказать, что есть градация более опасных и менее опасных мест. Но на самом деле сейчас все под риском. Более того, с идентификацией боевых действий эти риски будут нарастать. Если вчера, например, я себе мог позволить несколько раз проигнорировать воздушную тревогу, просто занять позицию в квартире, где наиболее безопасна – в ванной, например, между несущими стенами и прочее – то, конечно же, я не уверен, что сегодня к вечеру я смогу себе позволить такую роскошь. Скорее всего, необходимо будет спускаться именно в убежище, поскольку, конечно же, интенсивность боевых действий будет создавать все больше и больше случаев попадания, специальных обстрелов мирной инфраструктуры, а также падение ракет, самолетов и прочее.
— Часть киевлян сегодня уже ночевали в подземке. Мы показывали эти кадры, достаточно много киевлян находились этой ночью в метро в ожидании, что будут бомбардировки. Я так понимаю, что не зря, потому что в четыре-пять утра по Киеву эти бомбардировки крылатыми баллистическими ракетами начались. Утром появилась информация, что якобы произошли бомбардировки правительственного квартала, но потом эта информация не подтвердилась. В нашем эфире ее опроверг чиновник из Киевской городской администрации. Такие бомбардировки правительственного квартала возможны? Могут ли сейчас находиться в опасности украинские чиновники, президент, премьер-министр, депутаты?
— Конечно же, возможны. Я думаю, что это просто следующий этап. Сначала военная инфраструктура, попытка взятия осадой городов, далее – это удары по критической инфраструктуре либо диверсионная деятельность для того, чтобы обесточить города, оставить их без воды, вызвать большие панические настроения. И далее или параллельно с этим – это удар по символическим центрам политического управления: это Печерск, это ключевые органы власти. Во многом для того, чтобы сместить действующую власть и поставить более лояльную – так, как это Россией задумано, судя по всему. Но пока что мы только на марше этого плана, причем первая фаза его сорвалась.
Я не могу сказать, что мой социальный круг общения является репрезентативным, поскольку у меня большинство людей в кругу общения те, кто прошли 2014 год, в частности, это очень серьезно помогает сейчас сохранять психологическую стабильность, но в целом я не вижу панических настроений. Я вижу тревогу действительно на улицах, вижу то, что люди готовятся, люди, конечно же, на некотором нервном взводе, но при этом паники ни на улицах, ни в магазинах – специально вчера прошелся по нескольким – [нет]. Знаете, состояние в супермаркете вчера вообще было подобное как на Новый год, только Jingle Bells не звучала. Люди друг другу уступали место, подсказывали, помогали. Очень интересно, что ситуация восьми лет войны у части населения создала резистентность к военным действиям, к информации о войне и даже к угрозе жизни. Вот это некое спокойствие на грани с хладнокровностью присутствует сейчас в воздухе в Киеве.
— Но все-таки в Министерстве иностранных дел сегодня говорили, что Киев за всю историю бомбили лишь два раза – нацистская Германия в 1941 году, и теперь – Российская Федерация. Откуда такая сплоченность у киевлян, не имея боевого опыта, как вы думаете?
Киев видел как минимум три революции, начиная от распада Советского Союза, Оранжевая революция
— Конечно, можно сказать, что интенсивность боевых действий не такая, чтобы часть людей почувствовали для себя персональные конкретные риски. Но, с другой стороны, Киев просто видел много. Во-первых, Украина восемь лет живет в войне, Киев – один из самых больших городов по принятию переселенцев с Востока. Плюс по количеству ветеранов – просто из-за большого населения их также тут большое количество. Во многих семьях кто-то да повоевал либо пострадал от войны. Соответственно, это тоже фактор.
К этому можно добавить, что Киев видел как минимум три революции, начиная от распада Советского Союза, Оранжевая революция и, конечно же, Революция достоинства – последняя, которая была очень жесткая. Киев не из слабонервных городов с точки зрения памяти населения города и горожан. Поэтому, я думаю, что в первый день просто часть людей, которые в силу различных обстоятельств посчитали нужным выехать из Киева, они поехали. И, соответственно, в Киеве остались те, кто больше сознательно приняли это решение: либо до определенного момента, либо в целом оставаться в Киеве. И это некий момент того, что это выбор сейчас был у значительной части населения – оставаться в Киеве – а не вынужденная мера.
— Появляется противоречивая информация от телеграм-каналов про город Мелитополь, который находится на юге Запорожской области. Одни телеграм-каналы пишут, что он сейчас занят российскими войсками, другие пишут, что украинские войска отбили Мелитополь. Мы эту информацию, конечно же, будем проверять и обязательно свяжемся с жителями этого города. Я хотел бы поговорить с вами о плане Путина, который был опубликован сегодня в издании "Зеркало недели", в "Украинской правде". Они ссылаются на Службу безопасности Украины о том, что есть план разделить Украину на две части, захватить украинскую власть. Либо если украинская власть будет эвакуирована из украинской столицы, тогда провозгласить свое правительство. Как вы считаете, насколько правдоподобен такой план и как долго вообще он может существовать?
— Как сценарий, стратегические и тактические цели России, я думаю, да, он вполне себе состоятелен. Оттолкнусь от этого плана, но тем не менее скажу собственные мысли. Как по мне, сейчас характер нападения и того, что делает Россия, начиная от точек ударов, ударов по инфраструктуре – та, которая бьется, и та, которую не трогают, – по тому, как концентрируются ударные кулаки, мое предположение, что сейчас идет несколько направлений атаки.
Для россиян является приоритетным, чтобы пробиться на Мариуполь, и таким образом сделать себе сухопутный коридор в Крым
Первое – это мелитопольское. Для россиян оно является приоритетным для того, чтобы пробиться на Мариуполь, фактически взять в окружение Мариуполь и таким образом сделать себе сухопутный коридор в Крым – вокруг Азовского моря – и занять зону безопасности в 50 километров. Также Херсон для них является важной точкой для того, чтобы получить полный контроль над Северо-Крымским каналом, в частности, над компрессорными возможностями и прочей инфраструктурой. Это если говорить о юге, план минимум.
Если удается продвигаться в этом направлении, то, скорее всего, будет отделен кулак, который пойдет на север в сторону города Днепра. Также со стороны Харькова на сегодняшний день для них очень важно занять позиции и также оттуда выдвинуться на Днепр, поскольку наши подразделения на востоке окопались очень серьезно за эти годы. И, как мы видим, линия фронта на востоке малодинамична. Там как раз все держат очень наглухо, и шансов прорвать достаточно мало, несмотря на то, что там действительно кровавая мясорубка.
Соответственно, могут рассчитывать на то, чтобы попытаться взять в "клещи" украинские войска, окружить их с севера и с юга, сходясь, условно говоря, в районе города Днепра. Также при этом действия на Киевском направлении, где должен чередоваться десант, передовая группа, и поход войск, которые зашли как раз из чернобыльской зоны – сейчас они находятся в районе Иванкова, где подрывают мосты.
Это все фактически должно привести к нескольким вещам. Первое – это занятие этого коридора, которая Россия так или иначе хотела бы за собой оставить в результате завершения этой войны вне зависимости от того, по каким сценариям она пойдет, они себе таким образом обеспечивают точку минимум. С другой стороны, давление на Киев, военное давление должны спровоцировать либо действующую власть пойти на де-факто капитуляцию в рамках давления России, либо Россия попытается сменить власть и поставить кого-то лояльного, который объявит себя властью, и от имени этой власти подпишет с Россией акт капитуляции.
В случае если длительное время не будет удаваться по Киеву, то вполне можно ожидать, что они попытаются, условно, в Харькове, если им удастся взять этот город, объявить в лучших традициях столетней давности какую-нибудь первую, вторую, третью или двадцать пятую столицу Украины, посадить там какого-нибудь Петрушку, который будет рассказывать, что он теперь лидер "свободной Украины". Ничего нового. Россия действует по калькам старого, во-первых. Во-вторых, стратегические направления все понятны. Даже если мы возьмем карты нападения и боев Второй мировой, если мы посмотрим моделирование сегодняшних дней, то плюс-минус эти стратегические и тактические цели понятны. Поэтому этот план, который озвучен, мне кажется, он достаточно состоятелен. По крайней мере, с моей оценкой действительности он сходится.
— Допустим, возможно провозглашение второй столицы Украины в Харькове или оккупация Киева. Что российские власти при таком сценарии могут делать с местным населением? Ведь украинцы далеко не будут лояльными ни в Харькове, ни в Киеве. Я напомню, что Харьков вместе с Мариуполем в 2014 году вообще фактически остановили "Русскую весну". Что Путин будет делать с украинцами, у которых такая сильная воля к свободе?
— Во-первых, пускай им удастся хотя бы какую-то оперативную цель решить, поскольку вчерашний день фактически для них по всем ключевым точкам, кроме взятия Северо-Крымского канала, оказался провальным. Передовой десант в Киев не удался. Соответственно, сейчас подтягивают ключевую ударную силу с севера, которая должна была бы заходить, когда уже Киев дестабилизирован. А фактически она подходит сейчас на позиции атаки без поддержки внутри Киева. То же самое сейчас по Харькову – сейчас не удается взять его, и по Сумщине – там происходят серьезные бои. Фактически на сегодняшний день это гипотетический разговор с точки зрения того, как это видят в кремлевском бункере.
Уровень патриотичности общества значительно выше, нежели это было в 2014 году
Вы абсолютно правы, что настроения, конечно же, в обществе разные. Но в целом уровень патриотичности и мобилизации общества выше среднего – намного выше, нежели этого ожидает Россия, и значительно выше, нежели это было в 2014 году – несравненно выше. Соответственно, у России есть только несколько инструментов. Это взятие в осаду городов без штурма для начала, потом создание коридоров выхода оттуда – просто оттеснение населения для того, чтобы пошла волна беженцев и значительная часть населения покинула город. После этого, возможно, штурм города. И дальше – это широкомасштабные репрессии. Процентов 20 населения необходимо будет репрессировать, часть из этого населения – ликвидировать. То, что говорил Песков, не стесняясь, и российские элиты, что у них есть списки, что они будут проводить денацификацию. Понятно, что под определение "нацист" в России попадет любой, кто не является русофилом. И даже русофилы попадут первыми – те, кто романтики, просто для того чтобы не создавали проблем под ногами.
— А употребление понятия "денацификация" вам ничего не напоминает?
Россия просто косплеит поведение нацистской Германии в начале войны
— Да, извините, это полный идиотизм. Это просто российский термин сейчас, для того чтобы дегуманизировать украинцев и рассказать о том, что тут вроде бы как они борются с фашистами, нацистами и прочее. Это абсолютно в духе российской пропаганды, тут даже параллели никакие проводить не надо.
Россия сама сейчас просто косплеит поведение нацистской Германии в начале войны. Нападают в четыре утра россияне, а нацисты при этом украинцы вроде бы как. Исподтишка это делают, даже не объявляют войну войной россияне, а почему-то украинцы в их понимании такие вот фашисты. При этом и тут с совершенно шовинистическими идеями, рассказывая, что народ украинцев не может существовать, что украинская государственность несостоятельна и невозможна, она не должна существовать. Соответственно, Украине места на карте мира нет. По-моему, нечто подобное мы проходили уже с целым рядом народов во время Второй мировой войны, которых решили поуничтожать под шумок Второй мировой. Россия сейчас просто действует по кальке. Поэтому если кто-то из двух народов и подпадает под определение "нацизма" либо "фашизма", то мы можем увидеть, что по всем ключевым классическим признакам определения фашизма российский политический режим на сегодняшний день подпадает под все абсолютно.