Ссылки

Новость часа

Дело об изготовлении взрывчатки и госизмене против экоактивистки Ирины Измайловой основано на ее собственных показаниях – "Медиазона"


Ирина Измайлова
Ирина Измайлова

Самарскую художницу и экоактивистку Ирину Измайлову обвинили в изготовлении и хранении взрывчатки и госизмене. Ее дело строится на ее собственных показаниях: она рассказала российским силовикам, что по указанию людей, которые представились сотрудниками украинских спецслужб, пыталась изготовить взрывчатку, и ездила встречаться с ними в Стамбул, пишет "Медиазона".

Измайлову и других местных экоактивистов допросили в сентябре 2023 года по делу Александра Кудашева, вступившего в ряды "Русского добровольческого корпуса", воюющего на стороне Украины. Во время допроса она рассказала силовикам о "кураторах" и попытке изготовления взрывчатки, после чего против нее возбудили уголовное дело. Ее адвокат Евгения Рыжкова считает, что силовикам "просто повезло наткнуться на Ирину", которая им "все это выдала".

Активистка рассказала следователям, что в начале сентября 2022 года в Кишиневе, когда она поехала к Кудашеву, познакомилась с неким Виталием, который представился сотрудником украинских спецслужб. С ним она встречалась несколько раз и согласилась "на безвозмездной основе" оказывать Украине помощь. Измайлова настаивает, что она сделала это из-за полученных угроз.

В ноябре 2022 года она вернулась из Кишинева в Россию транзитом через Стамбул и Алматы. По версии следствия, Виталий передал ей деньги на билеты и инструкцию по изготовлению перекиси ацетона, после чего она купила в Самаре все необходимые компоненты. Для чего могло быть предназначено взрывчатое вещество, девушка не знала – она просто слепо следовала указаниям нового знакомого, отмечает Рыжкова.

В марте 2023 года Измайлова полетела в Стамбул по приглашению Виталия. Они гуляли по городу, он также познакомил ее с новым "куратором" Александром, после чего ей пришлось пройти проверку на полиграфе. "В ходе допросов, следствие как-то неактивно даже пыталось выяснить, чего они у нее спрашивали, – рассказала адвокат. – То есть там были беседы максимально обыденные: о погоде, о природе. Потом был вот этот полиграф [в какой-то квартире в Стамбуле]".

В материалах дела говорится, что после проверки экоактивистка "получила инструкции по выбору места и оборудованию тайника-закладки для взрывчатых веществ в зависимости от их объема". Рыжкова говорит, что на самом деле тайника не было, а сотрудники ФСБ ничего у Ирины не изъяли, потому что, испугавшись, она избавилась от взрывчатки. По ее словам, Измайлова зарыла порошок у себя во дворе "под каким-то цветочком, потому что не знала, что с ним делать и ей не поручали его прятать, а какие-то компоненты она выбросила в речку".

"То есть, видимо, [во дворе Измайловых] искали, но ничего там не осталось уже. Единственное, что они изъяли, это вот этот стол, на котором остались ошметки [остатки от порошка]", – добавила адвокат.

В следующий раз Измайлова приехала в Турцию в июле 2023 года, там она получила наушники Gembird, которые по указанию Александра она должна была ввезти в Россию через границу с Грузией. Предполагается, что наушники могли быть использованы как детонатор.

ФСБ утверждает, что Измайлова собиралась синтезировать более крупную партию перекиси ацетона "для передачи неизвестным ей лицам через тайник" и использования в "диверсионной деятельности". Это дело самарское управление ФСБ, отмечает "Медиазона", расследовало почти год, склоняя ее к досудебному соглашению.

В июне 2024 года ей добавили обвинение в госизмене. Адвокат отмечает, что они с подзащитной "ожидали чего-то подобного", так как "силовики обычно не направляют в суд "подобных людей" без терроризма или госизмены". "Естественно, мы будем говорить о том, что она невиновна, она не собирается признавать то, чего не совершала. Но мы прекрасно понимаем, что никакого оправдания в части госизмены не будет, ни один судья его не вынесет", – говорит Рыжкова.

Виталий и Алексадр фигурируют также в уголовном деле обвиняемого в подрыве поезда анархиста Руслана Сидики. Адвокат Измайловой считает, что пытавшиеся завербовать ее подзащитную могли быть связаны с украинскими спецслужбами, поскольку у российских силовиков "нет необходимости придумывать какие-то сложные схемы для провокаций". При этом следователям, по ее словам, так и не удалось установить личнось Виталия. По мнению Рыжковой, они и не пытались этого сделать, потому что им хватило признаний самой Измайловой.

По теме

XS
SM
MD
LG